«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку…
Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив»
На хуторе Кружилине станицы Вешенской родился М.А.Шолохов. Отец – Александр Михайлович Шолохов (1865-1925), мать – Анастасия Даниловна (1871-1942).
Принят в мужское приходское училище по 2-му классу обучения
Поступает в приготовительный класс московской гимназии имени Г.Шелапутина
Начало учебы в Вешенской смешанной гимназии
А.М.Шолохов с семьей перебирается в станицу Каргинскую. М.Шолохов вынужден скрываться от мобилизации в Донскую армию.
Первые попытки творчества. Уезжает в Москву, сближается с молодыми литераторами, вступает в литературную группу журнала «Молодая гвардия».
Женится на дочери бывшего станичного атамана Марии Петровне Громославской (1902-1992). В Москве опубликованы первые рассказы «Продкомиссар» и «Родинка».
В Москве выходят в свет «Донские рассказы», принесшие автору литературную известность. Смерть отца.
Выходит сборник «Лазоревая степь». Осенью с семьей перебирается в Вешенскую, где был написан почти весь «Тихий Дон».
В журнале «Октябрь» опубликована первая книга «Тихого Дона».
Выходит вторая книга «Тихого Дона»
Публикация третьей книги «Тихого Дона» в журнале «Октябрь»
Первая постановка художественного фильма по роману «Тихий Дон», однако фильм не выходит на широкий экран
Выход в свет первой книги «Поднятой целины»
Работа над четвертой книгой «Тихого Дона» и над «Поднятой целиной»
Публикация заключительных глав романа-эпопеи «Тихий Дон»
В качестве специального корреспондента «Красной Звезды» направлен в Действующую армию в воинском звании полкового комиссара. Полученную Сталинскую премию 1-й степени передает в фонд обороны.
Получил серьезную контузию на аэродроме в Куйбышеве, которая давала о себе знать на протяжении всей жизни писателя.
Появляется рассказ «Наука ненависти», первые наброски о войне «Они сражались за Родину». От разорвавшейся во дворе вешенского дома авиабомбы погибает мать Михаила Александровича.
Во время эвакуации пропадают библиотека и архив писателя, в том числе рукопись «Тихого Дона».
В «Правде» и «Красной Звезде» печатаются главы романа «Они сражались за Родину»
В «Правде» опубликован рассказ «Судьба человека»
Выход в свет второй книги «Поднятой целины»
Присуждение Ленинской премии за роман «Поднятая целина»
1965
Присуждение Нобелевской премии
Присвоение звания Героя Социалистического Труда
В «Правде» печатаются новые главы романа «Они сражались за Родину»
Кончина Михаила Александровича Шолохова
к 150-летию со дня рождения
список литературы
Участвовал в строительстве «Ростсельмаша». Член Союза писателей СССР. Ветеран Великой Отечественной войны. Одним из первых прославил словом «Ростсельмаш». Поэт, писатель, драматург. Автор песни «Ростов-город, Ростов-Дон». В течение 30 лет – главный редактор журнала «Огонёк».
Родился 6 (19) января 1911 года в Минске в семье потомственного военного юриста, служившего во время Гражданской войны в рядах Белой армии. В середине 1920-х семья перебралась в Ростов-на-Дону, отец получил должность старшего военного следователя Северо-Кавказского военного округа. В 1926 был арестован. Репрессирован по постановлению Коллегии ОГПУ от 6 апреля 1927 года по ст. 58-11 УК РСФСР «за участие в деятельности белогвардейской контрразведки». Приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. На основании статьи 3-«Б» «Закона о реабилитации жертв политических репрессий» реабилитирован 14 апреля 1992 года.
В 1929 Анатолий ушел из школы и через биржу труда попал на завод «Ростсельмаш», где проработал пять лет фрезеровщиком и слесарем, печатая в заводской газете стихи и очерки и руководя заводской агитбригадой. Скоро агитбригада превратилась в литгруппу при газете «Сельмашстроевец» (позже – «Ростсельмашевец»). Анатолий Софронов был секретарем газеты и группы в 1929 – 1934 гг. В литературную группу, наряду с ним, входили Илья Котенко, Пётр Симонов, Константин Прийма, Дмитрий Евтушенко и др. Занятия ЛИТО вели члены Ростовской писательской организации – Владимир Фоменко, Ашот Гернакерьян, Иван Ковалевский. Приезжали делиться литературным опытом с молодыми рабочими-писателями и москвичи: Мариэтта Шагинян, Степан Щипачёв, Максим Горький.
В 1930 на литературном вечере в Ростове А. Софронов впервые встретился с Михаилом Шолоховым. В 1931 поступил на вечернее отделение литературного факультета Ростовского педагогического института (РГПИ).
Кумиром Софронова того времени был Владимир Маяковский. Анатолий Владимирович позже вспоминал о том времени: «Маяковский олицетворял собой новую Россию – разрушающую и созидающую, гневную и радостную. Для нас он был знаменем новой жизни, и мы шли за ним. Стихи его не заучивали, их вдыхали – одним глотком, как воздух... Мы многого тогда еще не знали и не разбирались в тонкостях поэтических направлений, но кто такой Маяковский мы хорошо знали. Мы следовали за ним, подражали ему. Писали плакаты и сочиняли лозунги, которые развешивали в заводской проходной, в цехах, над станками. Нам хотелось работать как Маяковский. И жить, как он!»
От литературного объединения «Ростсельмаш» в 1934 г. А. Софронов принял участие в работе Первого съезда советских писателей, встретился с Максимом Горьким. В том же году в Ростовском книжном издательстве вышла первая книга стихов Софронова «Солнечные дни». В 1937 г. окончил РГПИ. Летом 1938 г. принял участие в съемках документального фильма о Шолохове (Ростовская студия кинохроники).
В том же 1938 г. А. Софронов победил во Всероссийском конкурсе на лучшую песню о пограничниках. В 1940 г. – вступил в КПСС. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом армейской газеты «К победе» 19-й армии И. Конева. На передовой встречался с К. Симоновым, А. Фадеевым, А. Сурковым. Трижды ранен. Долго лечился. В госпиталях стал писать пьесы. После армейской газеты работал в «Известиях», бывал на Южном и Брянском фронтах. В штабе Южного фронта, в освобожденном Ростове, произошла судьбоносная для него встреча с драматургом А. Корнейчуком, которому он показал свои первые драматургические произведения. Перешел на работу в Главное политуправление.
В 1942 г. А. Софронов встречается со старым знакомым – Виталием Закруткиным, ставшим его другом на всю жизнь. Писатели – донцы особенно тяготели к кавалерии, многих из них судьба сводила с 5-м гвардейским кавкорпусом генерала А. Г. Селиванова. Софронов в связи с этим вспоминает: «Анатолий Калинин, Виталий Закруткин и я в разное время бывали в дивизиях этого корпуса… Каждый по-своему отметил свое знакомство с донцами. Анатолий Калинин – романом, я – стихами, Закруткин – одним, пожалуй, наиболее впечатляющим произведением, созданным после того, как в калмыцких степях и в предгорьях Кавказа майор Закруткин находился, что называется, в боевых порядках спешенной кавалерии и принял вместе со своими боевыми друзьями участие в битве за Кавказ. Обо всём этом В. А. Закруткин написал в «Кавказских записках».
К этому же времени относится еще одна судьбоносная встреча Софронова – с композитором-песенником Кацем. Тот попросил написать слова к песне о партизанах. Анатолий Владимирович быстро написал несколько текстов. Один из них – «Шумел сурово Брянский лес». Уже после войны эта песня получила широкую известность в исполнении Георгия Абрамова (1948 г.). Сейчас – официальный гимн Брянской области.
В конце 1940-х Софронов продолжает поддерживать близкие товарищеские отношения с Михаилом Шолоховым. Об этом свидетельствует их частная переписка (например, в телеграмме от 28 декабря 1948 г., адресованной Софронову, находящемуся в Дели (Индия), Шолохов пишет: «Пожалуйста, привези два хороших охотничьих ножа. Сердечно обнимаю».
В 1934 – 1947 гг. Софронов пишет множество патриотических стихов и поэм, по преимуществу – на донскую тему. Ни один поэт на земле не написал стихов о Доне больше, чем Софронов. Он выпускает их последовательно 10-ю сборниками: «Солнечные дни» (1934), «Мы продолжаем песню» (1936), «Над Доном-рекой» (1938), «Сторона донская» (1940), «Конногвардейцы» (1942), «Казачья слава» (1942), «Ковыли» (1944), «Степные солдаты» (1944), «Казачья весна» (1946), «Стихи военных лет» (1947). Поэмы: «Нагайка», «Бочонок» (1939), «Батожок» (1944), «Миус» (1945), «Хмель-хмелёк» (1945), «Золотой берег» (1945). Кроме того, в конце 1930-х – середине 1940-х, писал либретто для оперетт «Соловьиный сад» (1938), «Искатели сокровищ» (1941), «Девушка из Барселоны» (1942).
В 1948 г. Анатолий Софронов был удостоен Сталинской премии второй степени за свою первую пьесу «В одном городе» (1946). Пьеса поставлена в театре им. Моссовета. Одновременно Софронов назначен секретарём СП СССР. Он пробыл на этом посту до 1953 г. На следующий год, в 1949, Софронов опять удостоился государственной премии, на этот раз – первой степени, за пьесу «Московский характер» (1948), поставленную в Малом театре.
С 1949 г. до конца жизни Софронов написал еще 22 пьесы и 8 сценариев фильмов. Из фильмов наиболее полюбилась советскому народу мелодраматическая комедия «Стряпуха» (1965), главную роль в которой сыграла Светлана Светличная. Кроме пьес и сценариев, Софронов выпустил еще шесть сборников стихов. После смерти Сталина, в 1953 г. Анатолий Владимирович назначен главным редактором журнала «Огонёк». Он возглавлял редакцию этого журнала больше 30 лет (до 1986 г.).
Продолжается плодотворное сотрудничество с Михаилом Шолоховым. Именно у Софронова в «Огоньке» в апреле-июне 1954 г. начинается публикация второй книги «Поднятой целины» Шолохова, которую медлил публиковать у себя Твардовский (из-за чего Михаил Александрович даже вышел из редакции «Нового мира», где в начале 1930-х была опубликована первая книга романа). Отношения у Софронова с Шолоховым в этом время более чем коротки.
С самого начала своего главредства А. Софронов на базе «Огонька» формирует группу талантливых советских «шолоховедов», многие из которых были с Дона (К. Прийма, В. Закруткин, П. Лебеденко и др.).
В 1958 г. А. Софронов становится зам. председателя Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, много ездит по миру, пишет очерки о путешествиях и сценарии к водевилям. Создает Международную ассоциацию писателей стран Азии и Африки и общество «Гефест» для глухонемых художников.
В 1970-е годы, после получения М. Шолоховым Нобелевской премии (1965), – начинается беспримерный расцвет «шолоховедения» в СССР. Лучшее издание этого круга – сборник «Слово о Шолохове», подготовленный Софроновым к 50-летию своего великого друга. Сам А. Софронов в том же юбилейном 1973 г. публикует в «Огоньке» очерк о Шолохове в Вешках «У Лебяжьего яра», а в 1975 в «Современнике» выходит его книга «Шолоховское». Скончался Анатолий Владимирович в Москве 9 сентября 1990 года в возрасте 79 лет.
В ростовском театре им. Горького в разные годы было поставлено 12 пьес Анатолия Софронова. Некоторые произведения Софронова переведены на иностранные языки. В 1994 жена Анатолия Владимировича Эвелина основала при Союзе Писателей России литературно-мемориальную гостиную Софронова, «хранящую память о поколении людей безраздельно принадлежащих своей Родине».
Как отметил на вечере памяти Анатолия Софронова, прошедшем в ЦДЛ в 2006 г., председатель Московской организации Союза писателей России В. И. Гусев, «с именем Анатолия Софронова неизбежно ассоциируется слово и понятие «русский». Анатолий Софронов был одним из первых в Советском Союзе, кто предвидел грядущую трагедию русского народа, народа-интернационалиста в лучшем смысле этого слова».
* * *
Опять Ростов... Уже на склоне жизни,
Но всё еще по-прежнему – Ростов;
Уже почти что без друзей и ближних,
Потерянных под грохотом годов.
Седые, в орденах и при медалях,
Чем путь отмечен – каждому своё, –
Заслуженное доблести литьё,
В котором кровь и пройденные дали.
Уже для многих наши имена –
Как дальний шелест ветра при дороге...
И все-таки здесь вся сошлась страна,
Со всех сторон, но на одном пороге.
И где-то в сердце юности ручей
По капле лёд февральский пробивает – И снова по теченью прибивает
Меня туда, где с каждым днём теплей.
Вода живая, стоит прикоснуться,
Лицо умыть – и ты опять живой,
Воскреснувший от раны ножевой,
Вновь пожелавший к жизни обернуться.
А жизнь журчит, журчит по проводам
И что-то там весеннее лопочет,
И может быть, сама того не хочет,
Но вновь ведёт обратный счёт годам.
О ней ты бредил по ночам,
Страданий не тая;
Она – начало всех начал,
Земля, земля твоя.
Она была тебе дана
Навек, на тыщи лет;
Такая, как она, – одна,
Другой, похожей, – нет.
Когда ты вырос и в очах
Зажегся огонёк,
В полдневный зной тебя встречал
Над Доном ковылёк.
Он был таким же в страшный зной,
Когда в дыму, в огне
Он увидал нас за рекой,
На левой стороне...
Земля моя, земля твоя –
Равнины да яры,
Ты кровью, честью, клятвою
Нам стала с той поры.
И нет в душе тоски сильней
И горести сильней,
Когда ты думаешь, о ней,
Истерзанной, твоей...
И вот опять ты на своём
На правом берегу
Стоишь, не тронутый огнём,
На розовом снегу.
Ты снег руками разгребешь,
Один из сыновей,
Губами верными прильнешь
К земле, к земле твоей.
Казачий берег, тихий Дон,
Родимые края,
Степной ковыль, сожженный дом,
Земля, земля твоя!
Огненно-рыжие лисы
Перебегают дороги...
Может быть, это листья
С бурых бугров отлогих?
Мечется ранняя осень,
Места себе не находит...
Всё это так не просто
Даже в степной природе.
Пламя стелется степью,
Пламя стерню стирает;
Пламя грохочет цепью,
Пламя зарёй играет.
Мне бы сгореть в пожаре,
Чтоб позабыть о быте;
Нет на земных полушариях
Мне от тебя укрытий.
Сердце печёт тоскою,
Словно листом калёным,
Алым, как небо, клёном,
Стынущим над рекою.
Огненно-рыжие лисы
Перебегают дороги...
Может быть, это листья
С бурых бугров отлогих?
Присягаю тебе, моя Родина,
Сердцем, жизнью своей и трудом;
Всё, что сделано, добыто, пройдено, –
Всё мы землям родным отдаём.
Нами тяготы вместе испытаны
И проложено много дорог,
Но сердцами, как прежде открытыми,
Исполняем мы вечный зарок.
Нет, не все еще тучи рассеяны
Над просторами нашей земли,
И не все еще зерна посеяны,
И не все еще всходы взошли.
В небе всё еще вороны кружатся –
Хочешь, ты их иначе зови!
Но мы вместе с тобою – и мужество
В каждом сердце, в составе крови.
Братство вечных друзей не порушено,
Верность наша не знает границ;
И любовь, как цветы, не засушена
В старых книгах меж желтых страниц.
Мы стоим, как всегда, под знаменами
Неоглядные шири кругом;
Перекличку ведем поименную
И присягу Отчизне даем:
Присягаю тебе, моя Родина,
Нашей правдой и нашей борьбой!
Путь далек... И не всё еще пройдено!
Мы готовы! Мы вместе! С тобой!
Немало раз – припомним-ка, ребята, –
Когда, казалось, нас никто не ждет,
Мы темной ночью постучимся в хату,
И нам хозяйка двери отопрет.
И с плеч винтовки мы опустим наземь,
На лавке длинной снимем сапоги,
За молоком хозяйка в погреб слазит
И скажет нам: «Покушайте, сынки...»
И может, где-то в городе далёком,
Где мать моя хорошая живет,
В глухую полночь, постучавшись в окна,
Такой, как я, в мой дом легко войдет.
И мать моя его, как сына, встретит,
Поможет снять намокшую шинель,
Свечу рукой дрожащею засветит,
Застелет чистой простынью постель.
Когда врага навеки победим мы,
В боях победу трудную возьмем,
Вернется каждый в городок родимый,
В свою семью, в свой светлый милый дом.
Мы ласкаем чужих детей
В полотняных белых рубахах...
Из походной сумки своей
Достаем пожелтевший сахар.
На коленях сидят у нас
И глядят, глядят на медали.
– Где мой папа воюет сейчас?
Вы на фронте его не видали?
В этом возрасте все они
Друг на друга слегка похожи;
И глазенки у них одни,
И родимые пятна на коже.
Сходством редким и я поражен:
Будто здесь отыскав пропажу,
Кудри белые, словно лен,
Я рукой огрубелою глажу.
Может, где-то в моем краю
Бородатый, небритый дядя
Дочку ласковую мою
Так же нежно и бережно гладит.
И она ему в этот час
Говорит и глядит на медали:
– Где мой папа воюет сейчас?
Вы на фронте его не видали?
Когда к нам ворвалось жестокое горе,
Дружка своего мы в бою потеряли,
Сыграли над ним мы последнюю зорю,
Винтовку его мы с земли подобрали.
В шинель боевую его завернули
И в землю сырую его опустили;
Друг другу в глаза сиротливо взглянули,
Над тесной, над темной могилой застыли.
Земля его долго степями носила
И всё отдавала ему – не скупилась;
Она ему волю давала и силу –
Теперь неохотно пред ним расступилась.
Стояли над теплой могилой солдаты,
Глаза их под ветром блестели сухие.
Молчали солдаты и верили свято
В великую силу великой России.
Мы верили свято, что рокот тяжелый
К могиле степной издали донесется;
Землей черноземной, по рощам и селам,
Как ветер, как эхо, над ним пронесется.
И друг наш услышит в остывшей могиле
Не умершим слухом степного солдата,
Что клятву ему мы в бою сохранили:
Вернулись туда, где стояли когда-то.
Родная степь: ковыль, да жито,
Да полынок в степи седой,
Ты перед нами так открыта,
Как мы открыты пред тобой.
Твои яры, да перекаты,
Да нитки серые дорог
Степные воины – солдаты
Узнали вдоль и поперек.
И если суслик в поле свистнет,
Лиса метнется за бугром
И над тобой орел повиснет, –
Язык степной для нас знаком.
Мы пили летнюю прохладу
Твоих ночей, твоей земли;
На ложе жесткого приклада
Мы час-другой поспать могли.
Ты приучила нас к победам,
Родные земли нас зовут,
И за орудиями следом
С рассветом пахари идут.
Вот снова Дон, луга и поймы,
Мартын, летящий наугад.
Как гильзы от одной обоймы,
Под солнцем ерики блестят.
Вот Дон, разъятый на три русла, Перегороженный песком,
Пересекаемый искусно
Рыбачьим старым каюком.
Вот берега его, низовья И копья острых камышей
У полукруга Приазовья, На месте бранных рубежей.
Волна в багряно-желтом свете С плывущим солнцем на закат.
И с переполненною сетью Рыбачий трудный перекат.
И сейнеров победный рокот, И блеск подъятых якорей,
И у причалов вечный клекот Летящих чаек-рыбарей.
И этот свет, и этот ветер, И вдруг открывшийся простор
Тебе милей всего на свете, И навсегда, как до сих пор!
И пусть ты адрес переменишь, В далекой будешь стороне,
Но этим землям не изменишь, Ни вербам этим, ни волне.
С каких бы странствий не явился, От радости иль от беды, –
Как будто вдосталь ты напился, Увидев Дон, живой воды!
Еще и суток не прошло, но вновь к тебе
Стремлюсь, молюсь нежданной встрече,
Нерукотворнице-судьбе,
Принесшей этот вечер.
Молюсь рукам твоим, глазам,
Туманами повитым,
Молюсь мгновеньям и часам,
Как полюсам открытым;
Где ветер – это ураган,
Где ночь как вспышка света.
Где рядом – только океан
И вся внизу планета.
…Туман ползет по ребрам крыш,
Москва лежит под нами,
И ты в глаза мои глядишь
Закрытыми глазами.
Как можно жить, не зная точно,
Откуда ты и кто ты сам?
Кому обязан каждой строчкой,
Каким высоким парусам?
Кому ты твердостью обязан?
Откуда в люди вышел ты?
Кто в жизни дал тебе наказом
Неразводимые мосты,
Соединившие навеки
Тебя с отцовскою землей?
Откуда ты считаешь вехи
Дороги долгой и крутой?
И не ищите, не ищите
Меня в какой стране другой;
Нуждаясь в ласке и защите,
Я возвращаюсь в край родной.
И вот дышу, дышу, вдыхая
Дымок рыбачий над костром,
Смотря, как пламя полыхает
Под искрометным ветерком.
Нет, не ищите, не ищите, –
Я сам всегда сюда иду,
Донской земли старинный житель,
Без этих зорь я пропаду!
Пусть опадает клён багряно,
Теряя листья на ветру…
Осенней ночью ноют раны,
Лишь затихая поутру.
Когда кричат разноголосо,
Росой умывшись, петухи, –
Опять рождаются без спроса,
Без принуждения стихи.
к 90-летию центральной городской библиотеки им. М. Горького
Интерактивный библиографический список
Горький – писатель великий, чудовищный,
трогательный, странный и
совершенно необходимый сегодня
Д. Быков
У каждой эпохи свои герои. Одной из знаковых фигур советского времени являлся, конечно, писатель Максим Горький. Бесчисленные библиотеки, школы, театры, улицы огромной страны были названы именем «гениального пролетарского писателя», «основоположника социалистического реализма». Дабы вызвать у советских граждан интерес к творчеству классика, ставились многочисленные спектакли, осуществлялись экранизации, некоторые очень удачные. И все это, надо сказать, вызывало отклик у людей. Стоит хотя бы вспомнить оглушительный успех действительно талантливого фильма Э. Лотяну «Табор уходит в небо». Именно в советские годы поэтика горьковских образов навсегда вошла в плоть и кровь нашей культуры. Так, последние шесть-семь десятилетий русский человек, совершенно не задумываясь, порой всерьез, порой с иронией утверждает, что «рожденный ползать – летать не может», жалуется на «свинцовые мерзости жизни», нарекает какую-нибудь свою с богатым прошлым знакомую «старухой Изергиль» и надеется на то, что «Человек! Это звучит гордо».
Тем не менее, новое время имеет особенность ниспровергать былые идеалы. Печальная метаморфоза постигла «мятежного буревестника» русской литературы в постсоветский период. Яркий, бурлящий страстями художественный мир горьковских образов вдруг утратил свои «краски, запахи и звуки», превратился в рудимент канувшей в Лету эпохи. Если сегодня спросить у среднестатистического россиянина, какие ассоциации у него возникают при имени М. Горький, можно быть уверенным, что он ответит: нечто скучное, безнадежно устаревшее.
Известно, что освобождение из плена стереотипов – процесс не однодневный и крайне хлопотный. Но по-другому нельзя, ведь речь идет о возрождении читательского интереса к одному из выдающихся писателей русской литературы.
В этом году исполняется 90 лет старейшему, имеющему богатую историю учреждению культуры г. Ростова-на-Дону, – Центральной городской библиотеке им. Горького. Мы, библиотекари, считаем, что по-настоящему достойно отметим этот юбилей только в том случае, если сумеем пробить брешь в панцире читательского равнодушия, если сможем убедить читателей в том, что произведения Горького изобилуют образами, чувствами, идеями, созвучными душе современного человека.
В октябре Центральная библиотека им. Горького планирует провести конференцию городских библиотек «М. Горький – писатель совершенно необходимый сегодня». На этом мероприятии мы хотим осветить самые различные аспекты, касающиеся личности и творчества мастера художественного слова. А поговорить, действительно, будет о чем.
Одна только тема «Горький и Ростов-на-Дону» предполагает долгий и интересный разговор о том, как пребывание на Дону отразилось в творчестве писателя, повлияло на его мировоззрение. К тому же можно вспомнить о тех памятных местах южной столицы, которые связаны с именем М. Горького: центральный парк, кинотеатр «Буревестник», памятник на Набережной, центральная библиотека. Намечаются и другие не менее значимые темы: «Круг читательских предпочтений юного Горького», «М. Горький в мире литературных параллелей», «Писатель чудовищный, трогательный, странный», «Остроактуальный Горький: темы, мотивы, образы», «Привлечение экранизаций горьковских произведений в работе библиотеки по оживлению интереса читателя к творчеству классика».
Безусловно, профессиональный уровень конференции станет выше, если в ней примут участие ростовские писатели, литературоведы, литературные критики, краеведы, библиофилы.
Мы приглашаем к творческому диалогу всех, кто хочет помочь нам осуществить благородную цель – вернуть читателю неповторимый и завораживающий художественный мир большого писателя.
организационно-методический отдел ЦГБ им. Горького,
Попова А.А., зав. отделом, Кравченко М.В., главный библиотекарь
Сост. : Каплун. В. В., библиограф ЦГБ им. Горького.
21 октября
25 лет со дня рождения Олега Борисовича Аккуратова (1989-) пианиста, джазового импровизатора, певца.
Олег с рождения страдает амаврозом — полной слепотой. Он родился в поселке Моревка Ейского района Краснодарского края. Впервые в возрасте 4 лет состоялось прослушивание Олега в Ейской музыкальной школе, где он проявил незаурядные музыкальные способности, а в 6 лет был принят в специализированную музыкальную школу для слепых и слабовидящих детей города Армавира Краснодарского края.
В период обучения в Армавирской школе, Олег параллельно учился в Государственном Московском Музыкальном Колледже эстрадного и джазового искусства, в классе преподавателя М.М. Окуня. В 2008 году Олег окончил колледж и поступил на эстрадно-джазовое отделение Института музыки Московского университета культуры и искусства.
Весной 2007 года в городе Краснодаре состоялся первый сольный концерт Олега Аккуратова, в котором он выступил как солист, аккомпаниатор, композитор, вокалист.
Олег обладает выдающимися музыкальными способностями: абсолютным слухом, феноменальной музыкальной памятью, исключительным чувством ритма, самобытным даром эстрадной джазовой импровизации. Его игру отличают высокое исполнительское мастерство и эмоциональность.
Незаурядные музыкальные способности позволяют Олегу Аккуратову с неизменным успехом исполнять как сложнейшие классические произведения Баха, Моцарта, Шопена, Чайковского, Рахманинова, так и джазовые композиции. В его репертуаре более 400 тем джазовой и популярной музыки, обладает уникальным талантом джазовой импровизации. Олег Аккуратов — лауреат Международной премии «Филантроп», неоднократный победитель и обладатель Гран-При различных конкурсов и фестивалей, в том числе Всероссийского «Рояль в джазе», «Орфей», Второго Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Был участником международных мастер-классов в Лондонской Королевской Академии Музыки. По результатам Всекубанского референдума назван «Человеком года 2005».
О юном даровании снято несколько документальных фильмов, написано множество статей. Олег Аккуратов выступал на одной сцене с выдающимися исполнителями нашего времени: М. Кабалье, М. Гулегиной, П. Бурчуладзе, л. Гурченко и др. в Москве, Санкт-Петербурге, Риме, Лондоне.
Источники:
1 августа
100 лет со дня рождения Михаила Андреевича Андриасова (1914 – 1984) - русский советский писатель, журналист и публицист.
Он родился в Миллерово в армянской семье. После окончания школы, в начале 30-х годов, учился в ФЗУ и работал кочегаром на Туапсинском нефтеперегонном заводе.
Печататься М. Андриасов начал рано: заметки одиннадцатилетнего деткора появились в газете «Ленинские внучата» в 1925 году. В 1932 году, когда ему исполнилось 18 лет, Михаил профессионально занялся журналистикой, сотрудничая в газетах «Большевистская смена», «Молот», «Красный кавалерист», «Красная звезда». В 1936 году он был призван в ряды РККА, и после окончания службы вновь работает в печати.
Во время Великой Отечественной войны Андриасов — специальный корреспондент фронтовых газет. В 1944 году получил тяжёлое ранение.
В 1947 году вышла ставшая очень известной и затем многократно переиздававшаяся повесть Андриасова «Шесть дней» — о героическом батальоне Гукаса Мадояна. Затем выходят его, в основном очерковые, книги о Донской земле.
М. Андриасову принадлежит книг о жизни и творчестве М. А. Шолохова. «На шолоховской земле», «На вешенской волне», «Сын тихого Дона», «Вешенские были».
Михаил Андреевич работал в жанре драматургии и кинопублицистики. Им написаны одноактные пьесы.
В 1958 году Андриасов был принят в Союз писателей СССР.
Умер в Ростове-на-Дону 25 апреля 1984 года на 70-м году жизни.
Список литературы: Тартынский Л. Кочегар, боец, писатель: [к 100-летию со дня рождения ростовского писателя М. А. Андриасова] // Вечерний Ростов/ - 2014. - 25 июля.- С. 5 ;
80 лет со дня образования
Государственного академического ордена Дружбы народов
ансамблю песни и пляски донских казаков имени А. Н. Квасова (1936 -)
История коллектива началась в 1936 году, когда в администрации Азово-Черноморского края было принято решение о создании Доно-Кубанского казачьего хора. В разные годы им руководили хормейстеры Н. С. Иванов, В. А. Никольский, П. И. Лысоконь, балетмейстеры Е. Л. Секержинский и С. А. Книжников.
В 1970 г. произошла реорганизация ансамбля, и коллектив получил свое нынешнее название — Ансамбль песни и пляски Донских казаков. Его возглавил Анатолий Квасов (1937—2007). Именно под его руководством ансамбль обрел свой неповторимый стиль и получил широкую известность в России и за рубежом.
С приходом нового руководителя определилась принципиально новая творческая направленность коллектива – пропаганда подлинного народного творчества Донских казаков. Фольклорные экспедиции, сотни записанных казачьих песен, кропотливая работа над их расшифровкой обработкой для концертного исполнения дали возможность услышать казачьи песни в их своеобразном хоровом распеве, ощутить самобытность стиля и манеры народного исполнения.
Ансамбль Донских казаков состоит из хора, танцевальной группы и оркестра, которые составляют одно гармоничное целое. Именно вокально-хореографические композиции наиболее удаются коллективу и обеспечивают ему зрительский успех.
Коллектив стремится к тому, чтобы исполняемые им песни звучали не только как прекрасные памятники старины, но и как искусство сегодняшнего дня.
Основу репертуара составляют монументальные исторические песни, былины, песенные циклы, объединенные общей тематикой, песенные «венки», состоящие из величальных, хороводных и гулебных свадебных песен, шуточные, лирические, военные песни. Кроме чисто фольклорной танцевальной программы, созданы сюжетные танцы, посвященные страницам героического прошлого и настоящего Донских казаков.
Под руководством народного артиста России, лауреата Государственной премии имени Глинки, профессора А. Н. Квасова коллектив стал победителем Всероссийских конкурсов профессиональных хоров (1979, 1984), награжден Пальмовой ветвью на Международном фольклорном фестивале в Стамбуле (1985) и Орденом дружбы народов. В 1996 году коллективу присвоено звание «Академический».
В 2007 году после ухода из жизни А. Н. Квасова коллектив носит его имя.
Донских казаков постоянно участвует в международных фольклорных фестивалях (Испания, Франция, Словения, Венгрия, Япония, Турция). Ансамбль выезжает на гастроли в составе из примерно 80 человек: 30 певцов, 30 танцоров, 14 музыкантов, и 6 человек руководительская и вспомогательная группа.
В настоящее время художественный руководитель ансамбля песни и пляски Донских казаков – Александр Буйвол, главный хормейстер ансамбля – Татьяна Орлова, , главный балетмейстер — Заслуженный артист Осетии В. Ф. Алексеенко, , руководитель оркестра — В.С. Шевченко, директор ансамбля — Наталья Шепелева.
О коллективе выпущены три фильма на Ростовском телевидении и центральном телевидении Германии.
Источники:
4 июля
80 лет со дня рождения Олега Львовича Афанасева (1937), прозаик. Он родился в городе Ростове-на-Дону. Окончил среднюю школу. Работал на предприятиях города токарем, электросварщиком, строителем.
Печатается как прозаик с 1980 г.
«Вообще-то я могу писать только о себе, всё остальное постольку, поскольку это касалось меня», – сознаётся автор. И это можно бы счесть за скромность авторских амбиций, но не стоит. Касалось-то его всё, что выпало пережить поколению «детей войны». И голодное, полусиротское детство под аккомпанемент бомбежек и артобстрелов, так впечатляюще отразившееся в ставших хрестоматийными повестях «Детство», «Годы взрастания», «Юрка Лютик». И отчаянно трудные попытки найти себя в бесшабашной юности – на фоне разрухи и нищеты, лживости господствующей идеологии и приспособленчества. И не менее тяжкий путь к писательскому ремеслу в ту пору, когда поминавшийся выше критерий правды жизни расценивался власть имущими как «очернительство» и прямая угроза тоталитарной власти (роман «Легкая жизнь, или Праздник по-красногородски»). И, наконец, зрелость в пору слома эпох, когда пахнувший было свежий ветер перемен так быстро и непредвиденно сменился атмосферой всеобщей продажности, бездуховности и беспредела (повесть «Построить дом»)
Принято считать, что в своих жизненных воззрениях и творческих установках О. Афанасьев – последователь Виталия Семина. Это и так, и не совсем так. Их близость основывалась как на случайных житейских обстоятельствах (что позволило Семину изобразить юного Афанасьева в персонаже знаменитой повести «Семеро в одном доме» Вальке Длинном), так и на общем неприятии идеологических догм. Несомненны были и отношения учитель – ученик. Но Афанасьев попытался пойти дальше своего наставника в обнажении сути эпохи, вынося за скобки тогдашние правила литературного поведения
Олег Львович является членом Союза российских писателей (1991). Отмечен премией журнала «Ковчег» (2007).
Живет в Ростове-на-Дону.
Источники:
12 ноября
110 лет со дня рождения Михаила Прокофьевича Белоусова (1904 —1946), моряка, Героя Советского Союза.
Родился Михаил в Ростове в 1904 г. Еще мальчиком мечтал о море, увлекался романтикой дальних плаваний, - вспоминая детские и юношеские годы Михаила Прокофьевича, рассказывала его мать. Миша много читал и особенно любил фантастические романы о путешествиях и подводных плаваниях. После окончания реального училища Михаил Белоусов поступил на судоводительское отделение Ростовского мореходного техникума (ныне колледж имени Г. Я. Седова). Его направили на Дальний Восток, работал матросом, а затем штурманом. В 1935 г. по рекомендации ЦК ВЛКСМ переведён на Север и назначен капитаном ледокола "Красин". А с весны 1938 г. стал капитаном ледокола "И. Сталин".
В 1939 г., командуя ледоколом "И. Сталин", впервые в истории совершил двойной сквозной рейс в одну навигацию из Мурманска через Северный Ледовитый океан и Берингов пролив в зал. Провидения Анадырского залива (у юго-восточного берега Чукотского полуострова) и обратно тем же путем.
За образцовое выполнение правительственного задания по выводу ледокольного парохода "Георгий Седов", из льдов Гренландского моря М. П. Белоусову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Левина и медали "Золотая Звезда".
В годы Великой Отечественной войны руководил морскими перевозками в Арктике. Скончался в 42 года, 15 мая 1946 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
В его честь были названы: два ледокола Арктического флота СССР, мыс у острова Циглера в архипелаге Земля Франца-Иосифа, мыс в Антарктиде (1958), гора на острове Врангеля в Чукотском море. В 1940 г. была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Белоусову М. П.. В Москве на доме по адресу Никитский б-р, 9, где жил Белоусов с 1937 по 1946 годы, установлена мемориальная доска.
Источники:
Родился 27 марта 1908 г. в Феодосии.
Умер 10 октября 1984 г.
Сын учителя. Детство провел в деревне, в Молдавии и на Украине. После окончания школы работал сельским избачом, а когда в 1931 году семья переехала на Дальний Восток, в поселке Завитая Амурской области преподавал русский язык и литературу на рабфаке.
Окончив в 1932 году Благовещенский педагогический институт, В. Закруткин поступил в аспирантуру педагогического института им. А. И. Герцена в Ленинграде. В 1936 году защитил диссертацию, посвященную творчеству А. С. Пушкина, в этом же году возглавил кафедру литературы Ростовского педагогического института, стал вести специальные курсы в Ростовском университете.
Первые выступления его в печати относятся к концу 20-х — началу 30-х годов (фельетоны, статьи в одесской, в дальневосточных газетах, в журналах Москвы и Ленинграда).
Первая книга В. Закруткина — «Академик Плющов» — была издана в Ростове-на-Дону в 1940 году. Через год, перед самой войной, вышла в свет книга научных исследований и статей доцента В. А. Закруткина «Пушкин и Лермонтов».
Летом 1941 года В. Закруткин добровольцем ушел на фронт, в Действующую армию, военным корреспондентом. В эти же дни в Ростиздате вышла в свет его небольшая книжка о нацистах — «Коричневая чума».
Как военный корреспондент он участвовал во многих боях 1941—1945 годов.
В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов— «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов). В следующем году в Ростове вышла повесть о разведчиках — «Человек со шрамом». В 1944 году, прямо с фронта, В. Закруткин отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мертвом» и «Повесть о слободе Крепкой». Обе книги были изданы в том же году.
В Союз советских писателей был принят в 1945 году заочно, так как находился на фронте. Участвовал в освобождении Праги, в штурме Берлина, проявив при этом личную храбрость, за что был награжден орденом боевого Красного Знамени.
Первые послевоенные произведения писателя — роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне — «Кавказские записки».
«Кавказские записки» имели большой отклик в печати, несколько раз переиздавались в нашей стране и за рубежом. Фронтовые блокноты, по которым создавались «Кавказские записки», позднее увидели свет в книге «Дорогами большой войны», изданной в 1971 году в Москве.
В 1947 году В. Закруткин оставил научную работу и поселился в станице Кочетовской на Дону. В 1948 году вышла в свет его повесть «За высоким плетнем»»; в 1950 — роман «Плавучая станица», который в 1951 году был удостоен Государственной премии СССР. Роман посвящен проблеме сохранения рыбных запасов наших рек. Книга издавалась в нашей стране и за рубежом.
Тематически и идейно с этим романом связан целый ряд произведений, написанных В. Закруткиным впоследствии. Он принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельческой ниве, которые в огне сражений постигали душу советского солдата. Вот почему писатель имел право сказать о себе: «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее, человек на земле и человек на войне».
Одним из значительных произведений на тему «человек на земле» явился рассказ «Подсолнух», впервые увидевший свет на страницах газеты «Правда». Документальные новеллы «Слово о бессловесном» (1956), посвященные красоте и защите природы, а также очерки «Лик земли» (1960), «Лесные клады» (1961), «Творцы земной красы» (1962), «Кочетовцы» (1968), «В родном краю» (1971), «Костры детства» и другие составили впоследствии книгу «Мать сыра земля» (1970).
С 1951 года, более четверти века, В. Закруткин работал над романом-эпопеей «Сотворение мира». Книги романа выходили в 1956-м, 1967-м, 1975 годах. Роман показал крушение мира капитализма и становление нового мира социализма как единый процесс, начавшийся Октябрьской революцией в России и затронувший все страны и народы. Это семейно-бытовое и историко-философское повествование. События в романе развертываются в разных местах нашей страны и за рубежом. Миру капитализма и внутренней контрреволюции противопоставлены советский народ, партия большевиков, созданная Лениным. Большой интерес представляют образы коммунистов Ильи Длугача, Григория Долото-ва, Карпо Дубы, старого рабочего Платона Солодова и других. Роман удостоен Государственной премии.
Наиболее впечатляющим из последних произведений В. Закруткина на тему «человек на войне» явилась повесть «Матерь Человеческая» (1969), за которую писателю была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А. Фадеева.
В 1973 году вышла в свет книга «О неувядаемом», в которую собраны лучшие статьи и очерки писателя о русском языке, о литературном мастерстве, о писателях-современниках. Жизни и творчеству М. А. Шолохова посвящена книга В. Закруткина «Цвет лазоревый» (1965).
В. Закруткин — автор сценариев художественных фильмов «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух».
В 1977—1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в четырех томах.
В течение ряда лет В. Закруткин избирался секретарем правления Союза писателей РСФСР и депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов.
В. А. Закруткин награжден многими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.
Дополнительно:
Фотоархив
13 апреля
45 лет со дня рождения Светланы Анатольевны Бойко (1972 -) российской спортсменке-рапиристке, Серебряный призер Олимпийских игр
Родилась в городе Ростове-на-Дону (1972) .
В сборной команде России с 1993 года. Олимпийский чемпион 2008 года, трехкратная чемпионка мира по фехтованию, четырехкратная чемпионка Европы .
Выдающиеся результаты в спорте в свое время потребовали от Бойко немалых жертв. Уже через 3 месяца после рождения своей старшей дочери Беллы она поехала на Чемпионат России, где заняла одно из призовых мест. «На протяжении 1 1лет дочь воспитывала моя старшая сестра. Ведь зачастую я приезжала со сборов лишь на неделю, а потом вынуждена была опять уезжать на месяц . Моя сестричка за такую помощь заслуживает отдельной золотой медали».
На Пекинской Олимпиаде укол, нанесенный в полуфинальном поединке ростовской рапиристкой Светланой Бойко, окрестили золотым: благодаря ему россиянки со счётом 22:21 вырвали победу у фавориток - итальянок
За большой вклад в развитие физической культуры и спорта, высокие спортивные достижения на Играх XXIX Олимпиады 2008 года в Пекине награждена Орденом Дружбы
После своего олимпийского успеха она (титулованная фехтовальщица, чемпионка мира) ушла из большого спорта. Тем не менее не только к нему не охладела: именно Бойко возглавила открывшийся в Ростове Южный региональный центр фехтования, главная задача которого - поддержать детский спорт.
Закончила Кубанскую государственная акадую физической культуры, тренер-преподаватель.
С 2011 – директор Специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва № 11 им. Г. Шатворяна города Ростова-на-Дону
К слову, простота в общении, скромность - одни из известных в спортивном мире черт Бойко. Она не обижается, что в Ростове ее крайне редко узнают на улицах.
Источники: