улица Береговая

БЕРЕГОВАЯ

НАПОМНИМ, что Ростов начинался с берега Дона, рос вверх и от Темерника к Богатому Источнику. В справочнике «Вся область войска Донского на 1899 год» читаем:

«...Улицы, на которых сосредоточены главным образом торговля и движение, — это Большая Садовая, Таганрогский проспект, Московская и Береговая (набережная)... По набережной..., являющейся самым оживленным в навигационное время пунктом города, где от зари до ночи, а нередко и ночью» кишмя-кишит многотысячный муравейник грузовых рабочих, тянутся громадные каменные корпуса хлебных амбаров, в которых хранятся миллионы пудов отсылаемого за границу зерна. Тут же находятся обширные склады железа и скобяного товара, каменного угля, лесные биржи, торговли рыбой и пр.; проходит товарная ветвь Юго-Восточной железной дороги, представляющая собою то чрезвычайно важное удобство, что дает возможность производить погрузку непосредственно из вагонов в амбары или суда и обратно, и сосредоточены все пароходные пристани пассажирского и грузового движения».

Цитата великовата, но в ней сказано почти все. Береговая улица — это была набережная. И на плане 1912 го¬да вся она занята, арендована: большая паровая мельница Парамонова на границе с Нахичеванью, электростанции инженера Смирнова и трамвайного общества, угольные склады, чугунолитейный завода Пастухова, водопровод, пристани Российского общества пароходства и торговли, пароходные пристани купцов, таможня, угольные и лесные склады Максимовых, Дракина, хлебные амбары, ветка Юго-Восточной железной дороги и т. д. «Пахнет дегтем, ворванью, портовым городом, черным товаром», — замечал местный журналист.

Перед первой мировой войной заканчивалось начатое еще в 1897 году устройство набережной с замощением прилегающих участков — от устья Темерника до Богатянского спуска (ныне Кировский проспект), две с половиной версты. С сохранением, разумеется, всего на берегу расположенного. Обошлось это, как подсчитывали, в 2,5 миллиона рублей. А в январе 1914 года ростовские купцы были ошарашены царским указом Сенату: вдоль правого берега Дона, между оконечностями существующих ростовской и нахичеванской набережных, построить набережную соединительную. Купцы, подсчитав все, решили: построим сами. Но помешала начавшаяся война.

Сенату: вдоль правого берега Дона, между оконечностями существующих ростовской и нахичеванской набережных, построить набережную соединительную. Купцы, подсчитав все, решили: построим сами. Но помешала начавшаяся война.

Разные люди работали на набережной Береговой. Много было приезжих, оседавших потом в Ростове. В 1893 году был здесь и А. М. Пешков, тогда еще не писатель Максим Горький, а просто странствующий молодой человек. На набережной в 1938 году была установлена мемориальная доска: «Здесь, на территории Ростовского-на-Дону порта летом 1891 года работал грузчиком великий пролетарский писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1898—1936)». В 1961 году на набережной, против Газетного переулка, установлен памятник пи¬сателю.

Здесь позднее, чем на фабриках и заводах, начиналась тайная революционная работа: что ни говори, а сезонные рабочие, нанимавшиеся в порт качурой или носаками, были прежде всего устремлены к заработку. Но события 1905 года подтолкнули и тут рабочих к политике, вынужденное бездействие порта с 1912 года из-за балканской войны, особенно после февраля 1917 года, каждый месяц значил гораздо больше, чем раньше. И на Береговой нашли место подпольные кружки, все активнее становилась их деятельность.

Благоустройство улицы было проведено уже в советское время. В 1949 году методом народной стройки был приведен в порядок первый участок — от устья Темерника до оси проспекта Соколова, через четверть века реконструкция больше всего коснулась следующего отрезка, до завода «Красный Дон». А затем был реконструирован и спуск к Дону на Буденновском проспекте: построены современный речной вокзал, гостиница, благоустроены дороги и дорожки, тротуары, разбиты цветники, клумбы. Ростовчане гордятся своей красавицей набережной.

С. Швецов