Смирнова Тамара Николаевна

Смирнова Тамара НиколаевнаРодилась 15 января 1925 года в городе Кинешме Ивановской области в семье служащего. В 1933г. поступила в Кинешемскую среднюю колу, в 1940г. окончила 7 классов, этом же году поступила в Вязниковскую среднюю школу, где и за­кончила в 1943г. среднее образование.

В 1943г. поступила в Горьковский институт инженеров водно­го транспорта, который окончила в 1949г., получив специальность инженера-механика.

С 1949г. поступила на работу в Ростовское речное училище. Т.Н. Смирнова - высококвалифицированный специалист, по­святила всю свою жизнь делу подготовки командных кадров для речного флота. За период работы в Ростовском речном училище преподавателем спецдисциплин прошла все ступени педагогиче­ского мастерства, преподавала такие специальные дисциплины, как «детали машин», «эксплуатация судовых паровых установок», «организация и технология судоремонта», «техническое черче­ние» и другие.

Особенно педагогический талант Т.Н. Смирновой раскрылся в преподавании учебной дисциплины «техническая механика». Наряду с разработкой учебно-программной документации, мето­дических указаний для студентов очной и заочной форм обуче­ния Тамара Николаевна создала в училище кабинет технической механики и оснастила его всем необходимым для проведения лабораторно-практических занятий.

Преподаватель Т.Н. Смирнова разработала действующую мо­дель тренажера «Грузовой участок речного порта», внедрение которого позволило значительно повысить практическую подго­товку специалистов водного транспорта. Тренажер был удостоен диплома первой степени.

Тамара Николаевна пользуется заслуженным авторитетом среди сотрудников и студентов нашего учебного заведения. Она является «Отличником речного флота», «Почетным работником речного флота», «Ветераном труда» и ветераном нашего учебно­го заведения, награждена медалью «300 лет Российскому флоту», орденом Дружбы, Почетной грамотой Министерства образования РФ, Грамотой ректора Московской государственной академии водного транспорта и Благодарственным письмом губернатора Ростовской области.

В настоящее время продолжает работать в Ростовском филиа­ле ФГОУ ВПО «МГАВТ» библиотекарем.

Тамара Николаевна Смирнова вспоминает:

«В 1949 году я окончила Горьковский институт инженеров водного транспорта, судомеханический факультет, и получила диплом инженера-судомеханика. Я должна была работать скорее всего инженером-технологом в какой-нибудь РЭБ на Волге. Но этого, к счастью для меня и РЭБ, не произошло. Дело в том, что во время учебы в институте у меня обнаружились способности до­ходчиво, понятно и просто объяснять труднодоступный материал, причем почти по любому предмету и любому студенту, ну даже са­мому тупому. Поэтому все мои подруги, друзья и сокурсники посо­ветовали мне идти на преподавательскую работу, что я и сделала при распределении, получив назначение в Новосибирский реч­ной техникум (других мест не было). Но Новосибирск так меня и не дождался, так как в это время в Ростовском речном техникуме уволился ведущий преподаватель и начальник судомеханической специальности Лошкарев, и начальник училища А.П. Березин по­слал в Министерство речного флота запрос на специалиста на ва­кантную должность.

Министерство запросило ГИИВТ, институт рекомендовал меня.

Поменяли направление, и я получила назначение в Ростовский речной техникум преподавателем специальных дисциплин. Я была на седьмом небе. Ну что вы! Новосибирск и Ростов!!!

В Ростов я должна была явиться 12 мая, а пока уезжала в отпуск домой, к своим родителям, в родной город Кинешму на Волге. Во время отпуска, по совету родителей, я написала письмо директору Ростовского речного техникума с просьбой сообщить мне, какие дисциплины я буду преподавать, и буду ли обеспечена жилпло­щадью, на что получила положительный и очень обстоятельный ответ.

Со спокойной душой, отправив все свои вещи багажом, я на­легке отправилась к месту своего назначения, то есть в Ростов поездом через Москву. Я остановилась у дяди, брата моей мамы. Вероятно, опираясь на свой многолетний опыт, он посоветовал мне познакомиться с моим «высоким» начальством и отвез меня в Министерство речного флота.

А туда нужен пропуск. Из вестибюля Министерства звоню в от­дел кадров, представляюсь. И слышу ответ: «Как хорошо, что вы появились. Мы вас везде разыскиваем». Думаю: «Перепутали с кем-то». Неважно, был бы пропуск, а там разберемся. Прихожу в отдел кадров. Инспектор, милая, приветливая женщина, радостно меня обнимает, потому что никакой ошибки не было, они разыски­вали (в ГИИВТе, в Кинешме) именно меня, чтобы сообщить, что ди­ректор Ростовского речного техникума отказался от меня, так как ему нужен не молодой специалист, а ответственный педагог. А по­сему мне поменяли назначение, и я должна ехать не в Ростов, а в Лименду, в Лимендский речной техникум.

Вы представляете - в Лименду! Это же Тмутаракань! Господи! Ведь я еду в Ростов, а нужно в Лименду! Что же делать?! Это уж слишком для молодой, неопытной девушки. И я заплакала, очень горько, навзрыд. А сквозь рыдания с обидой проговорила: «Зачем же было писать, что я нужна?» - и достала письмо директора Рос­товского речного техникума, которое получила в ответ на мое. Это было, как гром среди ясного неба. Инспектор с письмом не пошла, а побежала к начальнику отдела кадров. Через некоторое время и меня туда пригласили.

Начальник отдела кадров Протасов отнесся ко мне по-отечески, внимательно, даже ласково успокоил меня и сказал: «Произошло досадное недоразумение. Я был введен в заблуждение. Я все ис­правлю. Поезжайте спокойно в Ростов».

Много позже я узнала, что директор Ростовского речного техникума получил выговор от Министерства Речного флота. А я прибыла в Ростов 12 мая 1949 года. Было воскресенье. В технику­ме встретила меня комендант, Кира Сергеевна. А в понедельник я предстала перед начальством: директор - А.П. Березин, завуч И.Я. Чалкин. Так как было лето, педагогической нагрузки не было, а зарплату платить мне нужно, то меня назначили начальником судомеханической специальности.

Моя внешность ну настолько не соответствовала этой долж­ности - это надо было видеть, как я сидела за столом с табличкой «Начальник судомеханической специальности». Может быть, поэ­тому, а может, еще по какой-либо другой причине мой непосред­ственный начальник - завуч, Иван Яковлевич Чалкин (с которым в дальнейшем у нас были прекрасные отношения), меня никак не называл: ни по фамилии, ни по имени и отчеству, ни тем более по должности.

Если я ему была нужна, он говорил секретарю учебной части Ольге Кузьминичне Бородиной: «Позовите ее, пусть она придет». Вот так, к моему великому счастью, и я думаю, к всеобщему удо­вольствию, к началу учебного года появился новый начальник су­домеханической специальности - Волчегурский Лев Абрамович.

А я, наконец, стала просто преподавателем специальных дисци­плин Ростовского речного техникума, кем и должна была быть».