Вучетич Евгений Викторович

15 декабряВучетич Евгений Викторович

110 лет со дня рождения Евгения Викторовича Вучетича (1908‑1974), скульптора-монументалиста, народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, Героя Социалистического Тpуда (1967). 

 

Он родился  в городе Екатеринославе. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.

 С самого раннего детства у Вучетича отчетливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступил в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931—1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 года — ЛИЖСА имени И. Е. Репина, позже — в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде).

Но в Ленинграде Вучетич пробыл недолго. Вскоре он покинул Академию и в 1933 году вернулся в Ростов-на-Дону и  сразу оказался в центре общественно-творческой жизни. Он избирается председателем  местного союза художников, участвует в оформлении декоративной скульптурой строящихся в городе зданий. Для новой гостиницы «Ростов» он вместе с коллективом скульпторов исполняет большой рельеф; в парке театра им. А. М. Горького, сооружавшегося по проекту известных архитекторов В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха, делает фонтан. Эти работы дали много творческих навыков молодому скульптору. Здесь перед ним впервые встала проблема синтеза искусств, связи скульптуры с архитектурой. Большую помощь Вучетичу оказали местные архитекторы и в особенности приехавшие в Ростов Щуко и Гельфрейх, ценные практические указания которых помогли скульптору и в его последующей художественной деятельности.

В возрасте двадцати семи лет молодой скульптор Вучетич Евгений Викторович переехал в столицу Советской России, где перед ним открылись новые просторы для творчества.

Летом 1941 года Вучетич уходит добровольцем на фронт и сражается на передовых позициях. Начав свой боевой путь как рядовой солдат, он к концу второго года войны получает звание капитана. При штурме г. Любани Вучетич был тяжело контужен. После излечения, в марте 1943 года он был зачислен в Студию военных художников им. М. Б. Грекова. В течение всей войны художники этой студии — живописцы, скульпторы и графики — выезжали на различные участки фронта. Их документальные зарисовки, этюды, скульптурные портреты создавали изобразительную летопись великих событий.

Увиденное и пережитое на войне становится основным содержанием творчества Вучетича. Круг интересующих его тем и образов значительно расширяется.

В 1943 году Вучетич выполнил четыре портретных бюста полководцев прошлого: А. В. Суворова, М. И. Кутузова, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова и генерала П. И. Багратиона.

Одновременно художник  обращается к монументальной, композиционной скульптуре. Самые знаменитые памятники  Евгения Вучетича:

  • Воин-освободитель. “Воине-освободителе” - памятник, который создавался на протяжении трех лет, находится в Берлине с 1949 года и считается настоящим символом доблести, мира и победы над фашизмом. За известным памятником — жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку.
  • В 1957 году Вучетич стал автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Название статуи — призыв к отказу от распрей и вражды, к мирной, созидательной жизни — взято из Старого завета (Ис. 2:4, Иоил. 3:10, Мих. 4:3), где предсказывается, что народы мира перестанут воевать, а оружие переделают в плуги и серпы.
  • «Советскому народу слава!»- это мно­го­пла­но­вый го­ре­льеф  в Глав­ном па­ви­льоне ВДНХа, в Москве
  • Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал
  • «Соединение фронтов», канал Волго-Дон, пос. Пятиморск
  • В 1953 году в по­сёл­ке Пя­ти­морск на­про­тив три­на­дца­то­го шлюза Вол­го-Дон­ско­го су­до­ход­но­го ка­на­ла, — в том месте, где 23 но­яб­ря 1942 года было за­вер­ше­но окру­же­ние груп­пи­ров­ки фа­шист­ских войск под Ста­лин­гра­дом, — был уста­нов­лен Мо­ну­мент «Со­еди­не­ние фрон­тов»

· Мировую известность  скульптору принес другой памятник -  «Родина-мать зовет»  на Мамаев кургане в городе Волгограде. В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

Умер великий скульптор в возрасте шестидесяти пяти лет, в Москве

 Источники:

1. Художники наpодов СССР. - Т. 2. -  С. 362‑363

2. Кучеренко Г. Эстафета традиций : Грековцы //  М. : Изобр. искусство, 1975. -  С. 254‑264

3.  Гурвич С. С. Певец подвига народного // Люди земли донской. -  С. 280‑284

 4. Апушкина Н. Б. Художник ушедшей эпохи // Дон. культура. -  2003. -  № 1‑2. -  С. 22

5. Первая и последняя работы Вучетича :[в Ростове-на-Дону (фонтан на Театральной площади и памятник в честь освобождения города от белогвардейцев).Краткая информация] // ProRostov. -2006. - № 7. - С. 38-39.

6. Посиделов, Валерий.   Каменное прошлое и будущее : [размышления о скульпторе Е. Вучетиче и его наследии]  //Ростов официальный. - 2007. - 3 окт. - С. 12.