Глушенко Евгения Константиновна

(4 сентября 1952)

 

 

С 1996 года Евгения Константиновна Глушенко - актриса театра Российской Армии. Она пришла туда вместе с режиссером Борисом Морозовым, с которым до этого последние годы работала в Малом театре.

Родилась 4 сентября 1952 года в Ростове-на-Дону. Отец - Глушенко Константин Иванович (1924г. рожд.). Мать - Глушенко Ольга Анатольевна. Супруг - Калягин Александр Александрович (1942 г. рожд.), председатель Союза театральных деятелей, Народный артист России. Сын - Калягин Денис Александрович (1980г.). Дочь - Калягина Ксения Александровна.

Когда Женя была ученицей ростовской средней школы, мама сказала: "Занималась бы ты в каком-нибудь кружке, ну вот хотя бы в драматическом". Женя послушалась и в 10-летнем возрасте начала ходить в драматический кружок при Доме пионеров в Ростове-на-Дону. Когда пришла пора выбирать профессию, стала подумывать о педагогическом институте. Театр она любила, но он казался ей недосягаемым. Мама говорила: "Ты - артистка? Не смеши меня". Но руководительница драмкружка, профессиональная актриса Тамара Ильинична Ильинская сказала: "Если бы Женя захотела, я бы подготовила ее...".

Ехать в Москву учиться на артистку она побоялась, и Тамара Ильинична сказала: "Знаешь, что? Давай-ка ты сначала здесь поступи, а там видно будет". В общем, Женя смалодушничала и осталась в Ростове, став студенткой первого курса местного театрального училища. Вытерпела год, а потом все-таки сбежала в столицу. Тем более, что там проживала двоюродная бабушка, а у той сын был артистом цирка. Вместе с двумя приятелями из родного драмкружка Женя подала документы сразу в несколько театральных вузов столицы.

Так получилось, что экзамены в училище имени Щепкина были на несколько дней раньше, чем во всех остальных, Женя успешно их сдала и была зачислена. Все очень удивлялись, как это девочка из южного города Ростова с типично украинской фамилией имеет такую правильную, без акцента речь. Объяснялось это просто. К тому времени она уже год училась на актрису в Ростове. Где и сценической речью занимались, и дыхание ставили, да она и самостоятельно трудилась над правильным литературным произношением.

Руководителем ее курса был известнейший актер и директор Малого театра Михаил Царев. Этот факт сыграл в судьбе Евгении Глушенко важную роль. После окончания училища она поначалу не получила распределения. "На вас нет заявок, вы никому не нужны", - говорили ей. И тут режиссер Костромского театра предложил поехать к нему, сразу же назвав конкретные роли, которые Евгении предстояло там сыграть, но... Через неделю ее пригласили в Малый театр и предложили роль Лизы в "Горе от ума".

И после этого каждый год она получала роли в новых спектаклях театра. Среди первых ее работ - Корделия в "Короле Лире" У.Шекспира и Таня в спектакле "Картина" по книге Д.Гранина. Всего за годы работы в Малом Евгения Глушенко сыграла роли в более чем 20 спектаклях, в том числе: "Стакан воды" Э.Скриба (Паж, 1974), "Птицы нашей молодости" И.Друцэ (Девушка, 1974), "Не все коту масленица" А.Н.Островского (Девушка, 1974), "Признание" С.Дангулова (Гостья на приеме, 1974), "Конек-горбунок" П.П.Ершова (Конек-горбунок, 1975), "Касатка" А.Н.Толстого (Раиса, 1975), "Горе от ума" А.С.Грибоедова (Лиза, 1975), "Беседы при ясной луне" В.М.Шукшина (Женя, 1976), "Заговор Фиеско в Генуе" Ф.Шиллера (Берта, 1977), "Головокружение" Г.Саркисяна (Зепюр, 1978), "Мамуре" Ж.Сармана (Эстель, 1982), "Рядовые" А.Дударева (Лида, 1984), "Красавец-мужчина" А.Н.Островского (Зоя Окоемова, 1985), "Холопы" П.П.Гнедича (Лиз, 1987), "Дикарка" А.Н.Островского и Н.Я.Соловьева (Марья Петровна, 1990), "Царь Петр и Алексей" Ф.Горенштейна (Ефросинья Федоровна, 1991), "Горячее сердце" А.Н.Островского (Матрена Харитоновна, 1992), "Преступная мать, или Второй Тартюф" Бомарше (Сюзанна, 1994), "Пир победителей" А.И.Солженицына (Глафира Бербенчук, 1995).

В кино Евгения Глушенко особенно не стремилась, считая себя сугубо театральной актрисой. Случилось так, что ее подруга пробовалась на роль в фильме Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино", и ассистент режиссера спросил нет ли у нее знакомой молодой актрисы на роль Платоновой. Та дала телефон Глушенко.

В "Неоконченной пьесе для механического пианино" она сыграла глупышку. Милую, очаровательную, и... раздражающую своей чрезмерной наивностью. Но движение характера в фильме неожиданно: "глупышка" оказалась мудрой. Да еще в такой ситуации, в которой и умница могла бы спасовать. Сложная роль была сыграна ею настолько органично, что в лице Глушенко режиссер обрел идеальное воплощение своего замысла. После премьеры фильма Глушенко не понимала, почему ее хвалят. Фильм ей нравился, а она сама себе - нет.

Случайности и совпадения вообще сыграли большую роль не только в ее актерской, но и человеческой судьбе. На съемках "Неоконченной пьесы..." она познакомилась с Александром Калягиным, и спустя год они стали мужем и женой.

Успех в михалковском фильме открыл перед Глушенко дорогу в кинематограф. Ее стали приглашать и другие режиссеры. Роль Тони Болотниковой в фильме "Впервые замужем", поставленном Иосифом Хейфицем на киностудии "Ленфильм" по мотивам рассказа Павла Нилина, стала новым подтверждением таланта актрисы, создавшей трогательный образ молодой женщины с нелегкой судьбой, которая сумела сохранить в себе доброту, человечность и большую веру в то, что и она найдет свое счастье. За эту роль она была удостоена приза на XIII Всесоюзном кинофестивале в Душанбе в 1980 году.

Поставленный режиссером С.Микаэляном фильм "Влюблен по собственному желанию" - история двух героев, где блестящий дуэт Олег Янковский - Евгения Глушенко разыгрывает коллизию: нескладная библиотекарша Вера и опустившийся спортсмен Игорь заключают соглашение - она попробует вернуть его обществу, а он научит ее, как стать красивой. Игоря к Вере притягивает ее глубокая порядочность, доверчивая прямота и не виданная им ранее отзывчивость. Именно эти качества совершают чудо: оттаивает душой, нравственно выпрямляется Игорь; преображенная любовью Вера становится прекрасной. Образ Верочки - интересен, отличается безупречной психологической точностью исполнения. Е.Глушенко в этом фильме успешно освоила "пространство комедии" - пусть даже серьезной. Участие в фильме "Влюблен по собственному желанию" принесло актрисе приз за лучшую женскую роль на Международном кинофестивале в Западном Берлине.

После первых фильмов в кинокарьере Е.Глушенко наступил некоторый спад, поскольку после главных, центральных ролей с достаточно яркими характерами ей стали предлагать совсем не интересные сценарии. Играть одно и то же по второму, третьему разу она не хотела. Кроме того, было много работы в театре, поэтому желания сняться в любой роли, в любом эпизоде, лишь бы засветиться, никогда не возникало.

В 1996 году Евгения Глушенко снялась на телевидении в сериале Дмитрия Астрахана "Зал ожидания". По собственному признанию, играть роль секретарши мэра города, не очень удачно прописанную в сценарии, она согласилась только лишь после того, как узнала, что с ней вместе будут сниматься Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Михаил Боярский, Вера Глаголева, Нина Усатова.

Далее была еще одна работа - "Три женщины и мужчина" по сценарию Виктора Мережко (1998). Всего за годы кинематографической карьеры Е.К.Глушенко, помимо упомянутых картин, снялась в фильмах "Профиль и анфас" (1977), "Несколько дней из жизни И.И.Обломова" (1979), "Не ждали, не гадали" (1982), "Уникум" (1983), "Зина-Зинуля" (1986), "Жизнь Клима Самгина" (1986), "Полицейский и вор" (1997), "С новым счастьем" (1999), в телефильме "Женщинам, которым повезло" (1990) и др.

С 1996 года Евгения Константиновна Глушенко - актриса театра Российской Армии. Она пришла туда вместе с режиссером Борисом Морозовым, с которым до этого последние годы работала в Малом театре. Театр Российской Армии принял Глушенко очень хорошо, и она благодарна за это своим партнерам. Е.Глушенко с успехом играла в спектакле "Сердце не камень" (1997) по пьесе А.Н.Островского. Ее героиня Вера Филипповна - женщина, в душе которой схлестнулись два противоположных понятия: чувство долга и естественное женское стремление к любви, к мужской ласке. Актриса играет так, что напряжение, в котором она почти постоянно находится, выражается не отчаянным заламыванием рук и не громкими всхлипами и криками. Оно - в дрожании голоса, в неуловимых изменениях лица... Свою роль она играет как будто одним лицом, от которого весь спектакль невозможно отвести глаз. Она играет также в спектаклях "На дне" А.М.Горького (Василиса, 1998), "Отелло" У.Шекспира (Эмилия, 1999).

С апреля 2000 года Е.К.Глушенко - вновь актриса Малого театра.

Е.К.Глушенко - Народная артистка России (1995), член Всероссийского театрального общества (с 1979 года) и Союза театральных деятелей (с 1989 года).

Семья для Евгении Константиновны - ее жизненная опора. На досуге она предпочитает читать, слушать классическую и современную музыку, любит живопись и часто посещает музеи и выставки. Она стремится побольше бывать на природе со своей семьей и друзьями.

Живет и работает в Москве.

 

Творческий путь

 

1974 году окончила театральное училище имени М.С.Щепкина. С того же года принята в Малый театр на роль Лизы в «Горе от ума».

1979 — член Всероссийского театрального общества (с 1979 года)

1989 — член Союза театральных деятелей.

1995 — народная артистка России.

С 1996 года по 2000 год — актриса Театра Российской армии.

С 2000 года — актриса Малого Театра.

 

Театральные работы

 

Малый театр

Женя («Беседы при ясной луне»)

Берта («Заговор Фиеско в Генуе»)

Мари-ЖозефМамуре»)

Корделия («Король Лир»)

Лиз («Холопы»)

Матрёна («Горячее сердце»)

 

Театр Российской Армии

«Сердце не камень» (1997) по пьесе А. Н. Островского,

«На дне» А. М. Горького (Василиса, 1998),

«Отелло» У.Шекспира (Эмилия, 1999)

 

Фильмография

 

1968 — А я уезжаю домой (короткометражный)

1977 — Неоконченая пьеса для механического пианино — Сашенька Платонова

1977 — В профиль и анфас — Ева

1977 — Доходное место (телеспектакль)

1978 — Средство Макропулоса (телеспектакль) — Кристина

1979 — Впервые замужем — Антонина Болотникова

1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова

1982 — Влюблён по собственному желанию — Вера

1982 — Не ждали, не гадали — Долгорукова

1983 — Уникум

1986 — Зина-Зинуля — Зина

1987 — Жизнь Клима Самгина

1988 — Холопы (телеспектакль)

1989 — Женщины, которым повезло — Дуся

1990 — Рваное сердце

1997 — Королева Марго — кормилица Карла IX

1997 — Полицейские и воры

1998 — Зал ожидания

1998 — Три женщины и мужчина

1999 — Санта Лючия

1999 — С новым счастьем!..

2001 — С новым счастьем! — 2

2003 — Прощание в июне — Репникова

 

Призы и награды

 

Заслуженная артистка РСФСР (1988)

Народная артистка РФ (1995)

Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актёрские работы» за 1980 год.

Лауреат Берлинского кинофестиваля в номинации «Актриса» за 1983 год.

Лауреат премии «Хрустальная роза» (1993, за роль Матрены в спектакле «Горячее сердце»)

 

http://www.peoples.ru/art/theatre/actor/glushenko/index1.html