20 марта 1905 в Ростове-на-Дону в семье обедневшего
купца, впоследствии помощника бухгалтера одного из ростовских банков (утонул в
р.Дон в 1910) родилась Панова, Вера Фёдоровна. Мать –
учительница музыки, поднимала детей на скудное жалованье конторщицы и вдовью
пенсию от банка. До революции окончила 4 класса частной гимназии (отказалась от
дальнейшего обучения из-за недостатка средств). Много читала, занималась
самообразованием. Подрабатывала репетиторством, в неполные 17
лет поступила работать в редакцию ростовской газеты «Трудовой Дон». В
1926–1927 вела отдел фельетона в газете «Советский Юг», под псевдонимом В. Старосельская (фамилия мужа) и Вера Вельтман
публикуя статьи, очерки и фельетоны. Печаталась также в газете «Молодежь Дона»,
в детских газетах и журналах Ростова «Ленинские внучата», «Костер», «Горн». В
1933 начала писать пьесы. Вошла в литературную среду, познакомившись с Н.Ф. Погодиным,
В.П. Ставским, Ю. (И.И.) Юзовским,
А.А.Фадеевым, В.М. Киршоном, Г.Г. Штормом, а также приезжавшими в Ростов В.В.Маяковским, С.А.Есениным, А.Б. Мариенгофом, А.В.Луначарским. Впечатления от этой, как она
ее называла, «долитературной» поры Панова отразила в
ряде произведений, в т.ч. в
«Сентиментальном романе» и в мемуарах «О моей жизни, книгах и читателях» (изд.
в 1975).
С 1940 жила в Ленинграде. Прорыв немцами
Ленинградского фронта в конце сентября 1941 застал ее со старшей дочерью в г. Пушкине
(Царское Село). В октябре 1941 Панова была отправлена в пересыльный лагерь под
Псковом, оттуда с дочерью перебралась в Эстонию (г. Нарва), где ютилась в
разоренной синагоге (об этом рассказано в ее пьесе «Военнопленные», 1942;
опубликовано 1957 под названием «Метелица»). До освобождения Украины жила в с. Шишаки, куда с дочерью добралась из Эстонии. В 1943 их
дом сожгли отступавшие немцы. В конце 1943 переехала в
г. Молотов (ныне Пермь), где продолжала журналистскую
работу в местной газете и на радио и где была опубликована ее первая повесть
«Семья Пирожковых» (1944; переработанный вариант – «Евдокия», 1957; послужил
основой для одноименного фильма, 1961, сценарий Пановой, режиссёр Т.М. Лиознова).
В декабре 1944 по заданию редакции газеты совершила за
2 месяца четыре рейса в «образцовом» военно-санитарном поезде № 312 к местам
боев за ранеными, после чего опубликовала повесть «Спутники» (1946; Государственная премия СССР, 1947), принесшую писательнице широкое
читательское признание (на основе повести по сценарию Пановой созданы фильм
«Поезд милосердия», 1965, и телефильм «На всю оставшуюся жизнь», режиссёр
П.Фоменко, сценарий сына Пановой, писателя и кинодраматурга Б. Вахтина; осуществлены многочисленные театральные
постановки). В повести, посвященной одной из «негромких» и сравнительно
мало освещаемых сторон военной жизни, тонко очерчены своеобычные характеры
героев, психологически убедительно вскрыты источники нравственных сил людей в
критические моменты бытия, война показана с гуманной, сострадательной точки
зрения, а повседневная жизнь санитарного поезда – с безупречной точностью
деталей. Живой язык, спокойная, доверительная интонация, соединяющая пафос и
юмор, добродушную насмешку и боль, композиционная оригинальность (цепь
портретных новелл, каждая из которых посвящена основным героям, – «Данилов»,
«Лена», «Доктор Белов», «Юлия Дмитриевна», объединенных в 3 части повести под
конкретными и в то же время символическими названиями Ночь, Утро, День),
мастерство диалога и умело выстроенная фабульная канва
повествования, проецирующаяся и на прошлое героев, и на их
настоящее, и в мечтах их близкое будущее, органичное соединение «наивной» и
трезвой логики восприятия событий (своеобразная «полифония», подчиненная единой
высокоморальной точке отсчета – самоотверженности, ответственности, мужеству и
милосердию), напряженный лиризм ожидания больших перемен, которое не могут
«ранить» даже осколки сломанных личных надежд, – все это делает повесть
вершинной в творчестве писательницы и одной из лучших в отечественной
литературе о войне.
Оживленную дискуссию в печати вызвал законченный в
Ленинграде (где Панова поселилась в 1941) роман «Кружилиха»
(1947; Государственная премия СССР, 1948), написанный в жанре широко
распространенного и поощряемого в советской литературе «производственного» романа,
выстроенный на материале жизни крупного уральского завода
военных лет и сводящий, как это в принципе свойственно писательнице, деловую
коллизию к нравственному конфликту – по ее мнению, истинному источнику всех
недоразумений и ошибок не только в личной, но и в общественной, в т.ч. трудовой
сфере (противоречие между прагматично-волевым стилем руководства и инициативой
масс, высвеченное Пановой), предвосхитило проблематику многих отечественных
«производственных» романов и повестей 1950–1960-х
годов, в т.ч. Г.Е.Николаевой, В.Ф. Тендрякова, Ф.А.Абрамова, П.Л.Проскурина).
В повести «Ясный берег» (1949, Государственная премия
СССР, 1950) Панова перешла к изображению современного села (для чего, не
довольствуясь своим «украинским» опытом, некоторое время жила в одном из
животноводческих совхозов). Влияние актуальной в те годы «теории
бесконфликтности» сказалось, однако, в этой повести и на
прямолинейно-поверхностных, зачастую вторичных образах, и на общей тональности,
слишком оптимистичной, лишенной жесткого социального анализа, и даже на
проникновенных описаниях русской природы. Попыткой преодоления этой гладкописи («лакировки») стал роман «Времена года» (1953),
в котором остро подняты проблемы общественной морали, взаимопонимания «отцов» и
«детей». Образом Геннадия Куприянова писательница одной из первых (возможно,
предвосхитив здесь, правда с несколько иным знаком, «исповедальную» прозу
шестидесятников) обратила внимание отечественной литературы на тип
юноши-скептика, равнодушного и ироничного, порожденный определенными
социальными условиями. Злободневным было и обращение писательницы к процессу
перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьба Степана Борташевича). Неслучайной поэтому была резкая критика
романа «охранительными» литераторами, такими, как В.А.Кочетов. Тематическим
продолжением «Времен года» явился «Сентиментальный роман» (1958) –
автобиографическое повествование о собственной юности, о Ростове и молодежных
проблемах того времени, о чистоте, бескорыстии и гражданском темпераменте ее
поколения. Написанный в русле зарождающейся в конце 1950-х
годов «лирической прозы» (Дневные звезды О.Ф. Берггольц),
роман реализовал свойственную «чеховской» манере Пановой особенность: в судьбе
«среднего» человека видеть неповторимую глубину переживаний, исключительность
духовного мира, значительность «единственного» существования – и в связи с этим
драматизм своей прозы обусловливать не внешней интригой, но внутренней жизнью
героев.
Психологическая проницательность, «протеистическая» способность глубоко постичь изгибы детской
души проявила писательница в повести «Сережа» (1955; одноименный фильм, 1960,
по сценарию Пановой совместно с
режиссёром Г.Н.Данелия и И.В.Таланкиным). «...Дело не
только в том, что впервые в истории русской литературы центральным героем
поставлен шестилетний ребенок, но и в том, что сама эта повесть классически
стройна, гармонична... дивная соразмерность частей, подчиненность всех образов
и красок единому целому, та самая, что чарует нас в пушкинской и чеховской
прозе. Для меня точно так же классичны и «Спутники»
(К.И.Чуковский). В аналогичном ключе написаны и короткие
«портретные» повести, и рассказы о детях военных и послевоеных
лет «Валя», «Володя» – о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного
города (на их основе по сценарию Пановой создан фильм «Вступление», 1960, реж. Таланкин), «Трое мальчишек у ворот», «Мальчик и девочка», «Конспект
романа», «Про Митю и Настю» и др.
Основные составляющие творческих
исканий «поздней» Пановой – зоркое (и поучительное) бытописание современности
(пьесы «Проводы белых ночей», 1961; «Как поживаешь, парень?», 1962; «Еще не
вечер», 1964; «Сколько лет, сколько зим!», 1966; «Надежда Милованова»,
1967; «Свадьба
как свадьба», 1973), аналитически-исследовательское обращение к прошлому Руси
(«Сказание об Ольге», «Сказание о Февронии», повести
«Феодорец», «Белый Клобучок»
и «Кто умирает», составившие книгу «Лики на заре», 1966; историческая драма «Тредьяковский и
Волынский», 1968; цикл рассказов-«мозаик» из истории русской смуты начала 17
в., изданный под общим заглавием «Смута» в 1980) и осмысление собственного
пройденного пути (в т.ч. кн. «Заметки литератора», 1972). В 1981 был
опубликован написанный Пановой в 1960-х годах в духе политически
актуализированных сатирических сказок-притч Е.Л.Шварца роман-сказка «Который
час ? Сон в зимнюю ночь».
Существенная часть творческого
наследия Пановой – киносценарии (кроме названных, «Високосный год», 1962, по
роману «Времена года», реж. А.В.Эфрос; «Рано утром», реж.
Лиознова; «Рабочий поселок», реж.
В.Я.Венгеров, оба 1964, и др.).
Умерла Панова в Ленинграде 3 марта 1973.
Сценарист фильмов:
Сережа
[1960]
Високосный
год [1961]
Вступление
[1963]
Поезд
милосердия [1964]
Рабочий
поселок [1965]
Рано
утром [1965]
Мальчик
и девочка [1966]
Четыре
страницы одной молодой жизни [1967]
http://www.peoples.ru/art/theatre/dramatist/panova/