Вот уже 260 лет насчитывает история города Ростова-на-Дону - история яркая и славная, тесно связанная с судьбами нашего государства и его народов. Самим своим географическим положением - на пересечении сухопутных и водных дорог - городу было предначертано сыграть заметную роль в жизни страны. Уже с древнейших времён территория современного Ростова примыкала к оживлённым торговым путям, вблизи которых возникали крупные города: Танаис, Азов и ряд других. В период азовских походов Петра Первого в устье Темерника находился лагерь российских войск, здесь производились ремонт и дооснащение кораблей Азовской флотилии. Тогда же, по преданию, именно Петр дал название роднику «Богатый колодезь». Позднее, в 1713 году, после вынужденного ухода российских войск из Азова и Таганрога, был основан Темерницкий форпост. Появляются и первые поселения, не имевшие тогда еще прочной оседлости. Сюда стекались, в том числе, и беглые крепостные. В декабре 1749 г. императрица Елизавета Петровна своим указом учреждает в устье реки Темерник, где в то время проходила граница России, русскую таможню. Рядом был основан порт. Весной 1750 г. здесь начинаются строительные работы. А уже годом позже вокруг Темерницкой таможни сосредотачивается заметная часть внешней торговли России. В 1756 г. здесь возникает первое товарищество купцов под названием «Российская в Константинополе торгующая коммерческая компания». На берегу Дона возводятся домики русских и иностранных купцов, склады для привозимых товаров. Возникает поселение, известное как Купеческая слобода. Находилась эта слобода на высоком берегу Дона, вблизи Богатого колодезя. Новое, стремительно растущее поселение нуждалось в надёжной защите. В сентябре 1761 г. здесь по указу Елизаветы Петровны была заложена мощная крепость, получившая название в честь святого Димитрия Ростовского. Именно отсюда и происходит название нашего города. Крепость Димитрия Ростовского имела форму девятиконечной звезды. Её ограждали высокий земляной вал и глубокий ров. В черте этого сооружения находились постройки гражданского и военного назначения: дом коменданта, солдатские казармы, госпиталь, склады. В крепости имелись школа, несколько церквей, здания ратуши и биржи. На карте сегодняшнего Ростова крепость занимала территорию в границах улиц Станиславского и Горького, проспекта Чехова и переулка Крепостного. Вдоль берега Дона постепенно складываются поселения, так называемые форштадты. Здесь селятся отставные солдаты, купцы, казаки и т.д. Для их нужд выделяются земельные участки, что способствовало быстрому росту населения. Темерницкий порт быстро становится важным перевалочным пунктом, через который из России вывозили за рубеж железо уральских и тульских заводов, икру, масло, сало, льняной холст, пеньку и парусину. Предметами импорта служили вина, фрукты, орехи, шерсть, табак, красное дерево и т.д. После русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг. крепость Димитрия Ростовского утратила своё былое военное значение. Границы Российского государства отодвинулись до реки Кубани, что позволило быстрыми темпами развиваться здесь торговле и ремеслу. В то же время крепость служила тыловой базой Кубанского корпуса, командовал которым в этот период А.В.Суворов. Зиму 1783-1784 года он провел в крепости Димитрия Ростовского. Интересно и то, что во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов на судах Азовской флотилии, частично базировавшейся вблизи крепости, служил лейтенантом будущий великий флотоводец Ф.Ф.Ушаков. В 1779 г. по приглашению российского правительства на территории, прилегавшие к крепости Дмитрия Ростовского, начинается переселение крымских армян. Указом Екатерины II от 14 декабря 1779 г. для них было выделено свыше 20 тысяч десятин земли. В результате на Дон переселилось более 12 тысяч человек. Здесь возник город, получивший название Нор-Нахичеван (Новая Нахичевань), а вблизи него – пять крупных армянских сел. Переселение армян из Крыма совпало с большими экономическими сдвигами на Дону. На землях Войска Донского стремительно развиваются земледелие, ремесло, торговля. Этому способствовало привилегированное положение казачества в структуре Российской империи. Кроме того, в связи с крупными успехами русских войск в конце ХYIII – начале ХIХ вв.. прекратились набеги турок и крымских татар на Нижний Дон. С 1784 года крепость Димитрия Ростовского вместе с Нахичеванью, Азовом и Таганрогом входила в состав Мариупольского уезда Екатеринославского наместничества. В 1796 году последнее было упразднено, и все его уезды вошли в состав обширной Новороссийской губернии. В 1797 г. эта губерния получила новое административное деление: была разбита на 12 уездов, одним из которых стал Ростовский, с центром в крепости Димитрия Ростовского. Поначалу присутственные места уезда временно располагались в Таганроге. А в указе Александра 1 от 17 августа 1806 года о переводе присутственных мест из Таганрога в наш город он впервые был назван Ростовом. Позднее его стали называть Ростовом-на-Дону в отличие от Ростова Великого (Ярославского). С 1838 года несколько изменено было и название Нахичевани, она стала называться Нахичевань-на-Дону, для отличия от одноименного города в Закавказье. В 1802 г. огромная Новороссийская губерния была разделена на три: Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую. Ростовский уезд вошёл в состав последней, и только в 1887 г. Ростов был передан Области Войска Донского. В 1811 г. Ростов получает свой герб, отразивший былое военное значение города: на гербе имелось изображение крепостной башни. Таким образом, в начале ХIХ века, после устранения непосредственной военной опасности и освоения южных морских путей, связавших Россию со странами Европы, наш город оказался в центре внешней торговли страны.
Возникла настоятельная необходимость воссоздания в Ростове собственной таможни, что и было сделано российским правительством в 1836 г. (После 1775 года ранее учрежденная таможня располагалась в Таганроге). Благодаря восстановлению Ростовской таможни, только за десять лет - с 1836 по 1845 гг. - обороты Ростовского порта увеличились примерно в 30 раз. Ни один порт на юге России не знал столь стремительного роста. К середине ХIХ века Ростов превращается в один из крупнейших хлебоэкспортных пунктов России. За четверть века вывоз хлеба из Ростовского порта увеличился более чем в 100 раз. Особое место город занимал и в российском экспорте железа. В середине ХIХ века на его долю приходится четверть всего экспорта железа из России. Столь стремительный рост грузоперевозок не мог не вызвать значительного развития речного судоходства и судостроения. В Ростове появляются верфи деревянного судостроения. В 1839 году в Ростовский порт прибыл первый пароход «Митридат», пришедший из Таганрога, а в 1841-1842 годах на территории Ростовского порта был собран из узлов, перевезенных из Англии, первый пароход с портом приписки – Ростов. Этот пароход получил название «Донец» и совершал до самой Крымской войны регулярные рейсы по Дону, Северскому Донцу и Азовскому морю. Спустя два года к «Донцу» добавился еще один пароход, построенный в Луганске и своим ходом пришедший по Северскому Донцу и Дону в Ростов. Этот пароход получил имя нашего города – «Ростов». В первой половине ХIХ в. стремительно развивается и внутренняя торговля. Ростов был известен двумя ярмарками, считавшимися одними из крупнейших в стране. Сюда стекалась сельскохозяйственная и промышленная продукция со всех уголков России. В середине ХIХ века в Ростове только в оптовой торговле продавалось до 15 тысяч пудов сахара, на 350 тысяч рублей металлических изделий. Ежегодно сюда привозилось до миллиона пудов соли и на 100 тысяч рублей каменного угля. Кроме того, Ростов являлся крупнейшим рыбным рынком. Помимо водных путей, значительная часть соли, хлеба, угля и других товаров, доставлялась в Ростов гужевым транспортом. В городе сходились пять крупнейших почтовых трактов того времени: Одесский, Бахмутский, Харьковский, Кавказский и Черноморский. Промышленное развитие Ростова в первой половине ХIХ в. поначалу несколько уступало развитию торговли. Постепенно стало появляться, однако, все больше предприятий: водочный и пивоваренный заводы, несколько салотопных заводов и крупных шерстомоек. В 1846 г. купцом Ященко был основан вблизи Темерника первый чугунолитейный завод, а в 1850 г. в городе уже насчитывалось 53 завода и фабрики. В их числе были 5 кожевенных, 5 овчинных, 5 свечных, 3 кирпичных завода, 3 табачных фабрики, 9 шерстомоек и т.д. Правда, большинство этих предприятий были скорее мелкими мастерскими с небольшим числом рабочих. С ростом экономического значения Ростова рос и сам город, увеличивалось его население. Согласно официальной статистике того времени, в 1809 г. в городе было около 3000 жителей, в 1833-м – 8138, в 1856 г. – 13200 человек. В действительности населения было больше. Официальная статистика не учитывала пришлых людей. Известно, что в начале 50-х гг. ХIХ века, когда постоянное население города немногим превышало 11 тысяч жителей, сюда ежегодно, особенно в летнее время, приходили на заработки до 15 тысяч человек. По своему сословному составу постоянное население города было более чем пёстрым. В 1850 г. из 10960 жителей Ростова мещан и цеховых было 6419 человек, разночинцев – 1972 человека, крестьян – 519 человек. Значительную группу жителей составляли купцы и члены их семей, коих насчитывалось 1065 человек. Остальные сословные группы населения были менее представительны. В 1841 г. годовые доходы города составляли 13618 рублей, а расходы – 12100 рублей. В 1844 г. Ростову было передано право получения в течение 25 лет десяти процентов таможенного сбора, взимавшегося в Ростовском порту. Это несколько увеличило доходы города, которые в 1847 г. составили около 28 тысяч рублей. К слову, в середине 60-х гг. 19 в. из 595 российских городов только у 33 доходы составляли свыше 25 тысяч рублей. В начале ХIХ столетия Ростов был сравнительно небольшим городом, в котором едва насчитывалось около тысячи домов. Так, в 1823 г. в городе было 1015 домов, из которых только 25 зданий являлись каменными. В 1811 г. город получает генеральный план, утверждённый государем. По нему площадь Ростова определялась всего в 246 гектаров. Он занимал узкую прибрежную полосу от левого берега реки Темерник до нынешнего Ворошиловского проспекта. В 1835 г. царским указом крепость Димитрия Ростовского была упразднена, а её земли передавались городу. Всего Ростов получал дополнительно 270 гектаров земли. Это создавало благоприятные условия для роста города. В 1846 г. в Ростове насчитывалось уже 1214 деревянных и 278 каменных домов, Спустя десять лет число их увеличилось, соответственно, до 1306 деревянных и 294 каменных. В 50-е гг. ХIХ века в Ростове насчитывалось 14 улиц, в том числе 6 продольных и 8 поперечных, и до 60 безымянных переулков. Наиболее оживлённой была Московская улица, примыкавшая к базару и собору. В это время уже существовала и Большая Садовая улица, которая только начинала застраиваться. Она еще отнюдь не была главной и находилась, фактически, на северной окраине. В центре Ростова располагалась главная городская площадь – Базарная. Вблизи нее в 1810 году было построено двухэтажное каменное здание городской думы. Оно сохранилось – на углу нынешней улицы Станиславского и проспекта Семашко. Это старейшее каменное здание на исторической территории Ростова – скоро ему исполнится 200 лет. Вообще же на нынешней территории нашего города есть и более старинное здание – это знаменитый храм Сурб-Хач, построенный как главный храм загороднего армянского монастыря в 1792 году. В Ростове долгое время не было ни одной мостовой. И только в 1844 г. были вымощены два спуска к Дону, а в 1848-м замощена главная в то время Московская улица. В первой половине ХIХ в. в Ростове отсутствовали городские лечебные заведения. Лишь в крепости существовал маленький военный госпиталь, который, разумеется, не мог удовлетворить потребности растущего города.
Только в 1856 г. была открыта больница на 30 коек в арендованном помещении. Тогда же было принято решение о строительстве городской больницы в специальном здании. Открытие первого в Ростове мужского приходского училища датируется 1810 годом. Позднее оно было преобразовано в уездное, и в 1850 г. насчитывало 30 учащихся и 5 преподавателей. Имелась также одна частная школа с 12 учениками и одним учителем. Вторая половина ХIХ века ознаменовалась отменой в России крепостного права, началом технической революции в промышленности и на транспорте, бурным ростом городов. К этому времени Ростов-на-Дону представлял собой уже достаточно крупный, динамично развивающийся город. Особенно заметными были сдвиги в промышленном производстве, которое росло с каждым годом. Ярким примером может служить развитие табачной промышленности. Основанные в середине 19 века табачные фабрики Я.С. Кушнарёва и В.И. Асмолова в 60-е гг. имели совокупный капитал, едва достигавший 6 тысяч рублей. А уже к 1895 году табачные фабрики Ростова вместе изготовили продукции на 5,8 млн. рублей. По сравнению с предыдущими годами, был заметен существенный рост и в других отраслях производства. В 1880 г. в городе насчитывалось 12 паровых мукомольных мельниц, 32 кирпичных завода, 3 крупные табачные фабрики, 8 чугунолитейных заводов, 3 пивоваренных и 6 механических заводов, 7 типографий, судоремонтный завод и пр. Всего в Ростове было около 100 промышленных, двух тысяч торговых и трех тысяч мелких кустарных предприятий. Заметную роль играл механический завол Д.А.Пастухова, преобразованный в 1889 году в судоверфь металлического судостроения (ныне завод «Красный Дон»). В Ростове стали выпускаться сложные по тем временам изделия, в том числе пассажирские и грузовые пароходы. В развитии экономики Ростова активную роль стали играть банки и акционерные общества, а также торгово-промышленные и ссудо-сберегательные товарищества. В 90-е гг. ХIХ века из годового оборота всех 67 обществ большая часть приходилась на Ростовское общество взаимного кредита, отделения Волжско – Камского и Азовско – Донского банков в Ростове. Результатом развития промышленного производства в Ростове стал рост годового оборота города, который в конце 19 в. составлял уже свыше 150 млн. рублей. Солидную долю товарооборота составляла продажа табака, который вывозился во все районы страны. По-прежнему первое место во внешней торговле города занимал вывоз хлеба, в том числе и за рубеж. В 1868 году жители Ростова и Нахичевани впервые услышали паровозный гудок – до Ростовской пристани по берегу Дона была продлена открытая за четыре года до этого автономная железнодорожная линия, изначально соединившая Грушевские каменноугольные рудники (ныне город Шахты) и Аксайскую пристань. В 1869 году в Ростов пришла железная дорога со стороны Харькова и Таганрога, а в 1871 году - со стороны Воронежа (вобравшая в себя бывшую автономную дорогу из Грушевских рудников). А в 1875 году, с пуском Ростово-Владикавказской железной дороги, открытием первого разводного железнодорожного моста через Дон и первого крупного вокзала Ростов превратился в один из крупнейших в стране железнодорожных узлов. Одновременно со строительством Ростово-Владикавказской железной дороги были построены ее Главные мастерские (нынешний электровозоремонтный завод имени В.И.Ленина). На этом предприятии уже в конце ХIХ века был освоен не только ремонт, но и производство новых паровозов и вагонов. Однако и при условии развития железнодорожного транспорта река Дон не утратила своего значения крупной транспортной артерии. Продолжает расширяться Ростовский порт, растет число пассажирских и грузовых судов. Так, количество пароходов увеличилось с 91 в 1884-м до 189 в 1900 году. Находясь на пересечении трёх железных дорог и реки Дон, город ширился, увеличивалось его население. Если в 1860 г. в нём проживало 17574 человека, то в 1893-м - уже почти 100 тысяч. По переписи населения 1897 года, жителей в Ростове было 119476 человек. Наибольшую группу составляли мещане – 45 процентов; 5 процентов составляли дворянство, духовенство и купечество; казаков насчитывалось 2,3%. К 90-м гг. 19 в. в Ростове проживало 2500 иностранцев, тогда как в 60-е гг. их было лишь около 160 человек. В Нахичевани, которая была тогда самостоятельным городом, в рубеж веков жило более 30 тысяч человек. Постепенно в Нахичевани также появлялось все больше промышленных предприятий, крупнейшим из которых стал в 1891 году механический чугунно-меднолитейный завод, преобразованный в 1898 году в акционерное общество «Аксай» (ныне «Красный Аксай»). Два соседних города, первоначально разделенные примерно двухкилометровым незастроенным пространством, все более активно стремились навстречу друг другу. Новые экономические реалии диктовали необходимость реорганизации в России органов управления. 16 июня 1870 г. было утверждено «Городовое положение», введенное в Ростове в 1871 году. В соответствии с ним на четыре года избиралась городская дума и назначалась городская управа во главе с городским головой. Согласно «Положению», городская управа не имела права заниматься политическими вопросами. Круг её деятельности охватывал хозяйственные и экономические отношения. Реформа открывала перед городом широкие перспективы самоуправления. И именно в этот период было сделано очень многое для превращения Ростова в солидный, хорошо застроенный и достаточно благоустроенный город. Большую роль сыграл в этом талантливый городской голова Андрей Байков, при котором Ростов все более активно приобретал черты цивилизованного европейского города. Центром Ростова-на-Дону в ХIХ веке долгое время была Московская улица. Вместе с ростом города центр его перемещается на Большую Садовую улицу. Здесь размещались многочисленные богатые здания банков, гостиниц, магазинов, клубов, а также городской сад. В 1865 г. в Ростове было завершено строительство первого водопровода. В 1886 г. в городе появился телефон. В 1887 г. по Б. Садовой улице, а чуть позже по Таганрогскому и Большому проспектам и ряду других улиц начала действовать конно-железная дорога. В 1896 г. Ростов получил электрическое освещение, а в 1901-м – электрический трамвай. Интересно, что и конка, и трамвай почти сразу же соединили оба соседних города – Ростов и Нахичевань.
На рубеже ХIХ – ХХ веков в нашем городе было построено много прекрасных зданий, и сегодня определяющих его архитектурный облик. Среди них – Городская Дума (на Большой Садовой улице), Государственный банк, Волжско-Камский банк (ныне Дворец творчества детей и молодежи), гостиница «Большая Московская» (ныне «Московская»), ряд многоэтажных доходных домов. Наряду с построенным еще в 1860 году Кафедральным собором сооружается в начале ХХ века не менее величественный собор Александра Невского, к сожалению, бессмысленно снесенный в 1930-е годы. В городе было много и других красивых храмов, также разрушенных в тот период. В 1913 году начинается застройка пустыря, отделявшего Ростов от Нахичевани. Так появляется на будущей Театральной площади роскошное административное здание управления Владикавказской (ныне Северо-Кавказской) железной дороги. Существенным событием стала и постройка нового двухпутного железнодорожного моста через Дона с уникальным разводным пролетом. Стремительное развитие экономики, промышленности Ростова стимулировало серьёзные изменения в сфере образования, науки и культуры. Значительно возросли расходы на образование: если в 60-е гг. они составляли 3 процента от всех городских расходов, то к 90-м гг. эта цифра составляла уже 10 процентов. В 1896 г. в Ростове насчитывалось 23 учебных заведения. Из них 14 начальных училищ, где обучалось более 2 тысяч учеников, 3 церковноприходские школы, ремесленное училище. Наиболее известными в городе были Мореходные классы, основанные в 1876 году (ныне – Морской колледж имени Г.Седова), Петровское реальное училище, женская и мужская классические гимназии. В 1886 году в Ростове открылась городская публичная библиотека. В 60-е гг. ХIХ в. в Ростове появились первые газеты. В 1863 году начала издаваться газета «Ростовский-на-Дону вестник», а с сентября 1864 г. - «Ведомости Ростовской-на-Дону городской Думы» - первая официальная газета, ставшая еженедельной (в 1872 году она была переименована в «Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы»). С 1876 г. стала издаваться частная газета «Донская пчела», в 1889 г. Ростов получил новое издание – «Донское поле», издаваемое Ф.К. Тропилиным и посвящённое проблемам казачества. А в 1891 году начала выходить крупнейшая дореволюционная ростовская ежедневная газета – «Приазовский край». В 1893 г. при активном участии городской думы было построено здание городской библиотеки и музея. Впрочем, музей для посетителей открылся только в 1910 году. Первый каменный театр в Ростове был построен В.И. Асмоловым в 1883 г. на Таганрогском проспекте. (Это прекрасное здание, к сожалению, сгорело в 1920 году). Вообще же постоянная театральная труппа действовала в городе с 1863 года, в деревянном театре Гайрабетова, находившемся на месте нынешнего здания Городской Думы. Пользовался большим успехом у публики и театр Г.С.Вальяно. На сценах города ставились пьесы Островского и Гоголя, Шекспира и Шиллера. Здесь выступали выдающиеся актеры - М.С.Щепкин и М.Ф. Яковлев. Ростов посещали известные композиторы М.П. Мусоргский, А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов. Заметный вклад в развитие музыки внесли и ростовские композиторы и музыканты - А.М. Авраамов, М.Ф. Гнесин, Ф.И. Попов. В ХХ столетие Ростов-на-Дону вступил как один из крупнейших торгово – промышленных, общественно – политических и культурных центров России. В начале нового века в Ростове функционировали предприятия, охватывавшие практически все отрасли промышленности. Только под контролем фабричной инспекции действовало 750 заводов и фабрик. Новым явлением в российском капитализме начала ХХ в. стало, как известно, образование синдикатов и трестов – объединений крупных фирм в результате концентрации производства. В Ростове одними из первых объединились 5 крупных табачных фабрик, которые в 1913 г. вошли в число 12 крупнейших российских компаний, образовав табачный синдикат с центром в Лондоне. Наравне с ростом крупной промышленности, развивалось и мелкое производство. Согласно подсчётам, в 1914 г. в городе было 2846 ремесленных заведений, в которых работало более пяти с половиной тысяч человек. В прямой связи с развитием промышленности находился транспорт, прежде всего речной и железнодорожный. В 1900 г. общий грузооборот Ростовского торгового порта составил 76070 тысяч пудов, в 1904 – 110613 тысяч, а в 1913 г. – 213 млн. пудов. Столь же стремительно росли объёмы перевозок через Ростов по железным дорогам: начиная с конца ХIХ в., показатели удваивались каждые восемь – десять лет. В 1901 г. в Ростове появился новый вид транспорта – автомобиль. К 1907 г. в городе насчитывалось всего 6 автомобилей, но, тем не менее, решено было обложить их налогом и предписать ездить не быстрее трамвая – 12 вёрст в час. Возникнув как торговый город, Ростов в начале ХХ столетия продолжал развиваться в качестве важнейшего торгового центра. Многие крупные промышленные фирмы и торговые компании России и иностранных государств имели здесь свои конторы, магазины и склады. Для содействия иностранным промышленникам и торговым фирмам в Ростове постоянно находились консулы или вице-консулы 17 государств. Огромная торгово-промышленная деятельность, требовавшая больших денежных средств, приводила к возникновению в Ростове значительного числа кредитных учреждений. В большинстве случаев это были местные банки, а также отделения столичных. К началу первой мировой войны в Ростове их было 19. Ростов начала ХХ века принадлежал к числу городов с относительно большим бюджетом. В 1901 г. его доходы составляли более 1,5 млн. рублей. Накануне мировой войны они достигли 2700 тысяч, а в 1916 г. – 3266 тысяч рублей. Ростов по праву считался богатым городом. Между тем в начале нового столетия у Ростова было достаточно нужд, требовавших значительных расходов. Городским властям приходилось тратить немалые средства на реконструкцию достаточно запущенного коммунального хозяйства, а также на медицинское обслуживание, поскольку город имел высокие показатели заболеваемости и смертности среди населения. Большие средства расходовались на поддержание и развитие городской системы образования.
В 1914 г. было уже 23 средних учебных заведения, из них 12 частных. Тогда же в городе имелось 105 начальных школ всех типов, в которых обучалось свыше 13 тысяч учеников. В числе профессиональных учебных заведений были средние училища: коммерческое, механико-химико-технологическое, музыкальное, мореходное, а также железнодорожно-техническое училище и торговая школа. В 1915 г. в Ростове появляется первое высшее учебное заведение. В ходе первой мировой войны сюда эвакуируется Варшавский русский университет. В апреле 1917 г. решением Временного правительства университет получил название Донского. Разместился он в здании городского Доходного дома, построенного в 1914 г. (ныне в этом здании – Ростовский педагогический университет). Устойчивой тенденцией начала века становится создание различных благотворительных обществ. К началу мировой войны их насчитывалось 25. Такие общества нередко имели свои клубы, библиотеки. В начале века в Ростове возникает немало различных просветительских обществ: истории древностей и природы, музыкальные, певческие, языковые и др. Тогда же оформилось несколько десятков профессиональных, кооперативных, потребительских, спортивных обществ. В городе появились первые спортивные сооружения, ипподром, яхт-клубы. В начале ХХ столетия практически стерлась граница между городами Ростовом и Нахичеванью. В феврале 1904 г. было учреждено Ростовское градоначальство. В него входили Ростов и Нахичевань. Фактически Ростов был возведен в ранг губернского города. Градоначальник пользовался правами гражданского губернатора, но был, как правило, военным. В административном отношении Ростовское градоначальство входило в Область Войска Донского, и войсковой наказной атаман выполнял по отношению к градоначальству функции генерал-губернатора. В том же году был несколько изменён герб Ростова. Он получил царскую корону и дубовый венок, перевязанный Александровской лентой. В политической жизни Ростова заметным событием стала ноябрьская стачка 1902 г., которая продолжалась 23 дня и вовлекла значительную часть городского пролетариата. Не остался в стороне наш город и в дни первой русской революции 1905 г. Как и в большинстве крупных городов страны, в Ростове был образован Совет рабочих депутатов. А в декабре 1905 г. произошли крупные столкновения рабочих с правительственными войсками и казачьими частями. События февраля-марта 1917 г. не нашли столь бурного отклика в Ростове. Здесь большое влияние оказала позиция донского казачества, которая была в то время достаточно нейтральной к революционным идеям и не привела к коренным преобразованиям в Области Войска Донского. В дни Октябрьской революции Ростов-на-Дону становится объектом упорной борьбы сторонников и противников власти Советов. В самом городе власть в эти дни сосредоточилась в руках местного Военно-революционного комитета. 18 ноября 1917 г. войсковой атаман А.М. Каледин отдаёт приказ о наступлении на город. После двухнедельного противоборства на подступах к Ростову, в первых числах декабря, войска донского войскового правительства занимают город. При этом потери сторон, по словам очевидцев и участников событий, были тогда незначительны. В годы гражданской войны власть в Ростове неоднократно менялась. 23 февраля город был взят отрядами Красной гвардии, а в начале мая 1918 г. в Ростов вступили немецкие войска, затем части Добровольческой армии А.И. Деникина. В январе 1920 г. в Ростов вступают части 1-й Конной армии С.М. Будённого. Следует отметить весьма острый характер противостояния в нашем крае, поскольку основные антисоветские силы на Юго-Востоке страны сосредоточились в пределах Области Войска Донского, где и разворачивались главные события гражданской войны. После вступления в Ростов частей Красной Армии были проведены выборы в Ростово-Нахичеванский Совет рабочих депутатов. Значительно изменился административный статус Ростова. В 1920-1924 годах он был центром Донской области, с 1924 года – Юго-Восточного (немногим позже - Северо-Кавказского) краев, с 1934 года – Азово-Черноморского края. Таким образом, уже в тот период Ростов является крупным региональным центром, охватывавшим значительную территорию. В городе стало выходить много новых советских и партийных газет, среди которых наиболее известны «Молот» и «Большевистская смена» (в дальнейшем «Комсомолец», ныне «Наше время»). Новые органы власти предпринимают шаги по восстановлению хозяйственной жизни и возобновлению работы промышленности. К сентябрю 1921 г. в Ростове работало уже 13 предприятий текстильной промышленности, 11 кожевенных заводов, пивоваренный и маслобойный заводы. С переходом к политике НЭПа восстановление промышленности происходит более быстрыми темпами. К концу 1922 г. в городе уже действовало 114 частных предприятий. Значительно вырос объём оптовой частной торговли. Постепенное становление хозяйства позволило, наряду с промышленным развитием, приступить к строительству жилых и общественных зданий, которое осуществлялось государственными и кооперативными организациями. Было построено значительное количество жилых домов. В 1926 г. развернулось строительство нового водопровода. Предпринимались меры по дальнейшей электрификации города. Активно развивалось трамвайное хозяйство, на помощь которому в 1925 году пришли и автобусы. В 1927 году был построен крупнейший Дворец культуры железнодорожников, известный в Ростове как Лендворец. В Ростове появились совершенно новые объекты культуры – зоопарк, ботанический сад, студия кинохроники, радиостудия. В течение 1926 – 1927 гг. вступают в строй обувная фабрика, химический завод (ныне «Эмпилс»), завод «Жесть-Вестен» (ныне «Рубин»), а также новый хлебозавод. А в июне 1927 г. принимается решение о строительстве в Ростове крупнейшего в стране завода сельскохозяйственных машин – будущего «Ростсельмаша». Значительное событие в истории нашего города произошло в декабре 1928 года, когда Ростов и Нахичевань были объединены в один город – Ростов-на-Дону, население которого превышало уже тогда 300 тысяч человек. В июне 1929 г. вошли в эксплуатацию первые 5 цехов «Ростсельмаша». А к середине 1930 г. строительство завода-гиганта было, в основном, завершено. Первым директором «Ростсельмаша» был назначен видный революционер, талантливый инженер и организатор производства Н.П. Глебов-Авилов. Рядом с заводом поднялся значительный по площади и населению жилой массив с многочисленными культурными и бытовыми учреждениями, в том числе и первый Дворец культуры завода, разрушенный во время Великой Отечественной войны. В течение первой пятилетки в социально-экономической жизни города происходят существенные изменения. Ведущую роль в промышленности начинают играть сельскохозяйственное машиностроение и металлообработка. Наряду с «Ростсельмашем», вступает в строй завод «Труболит» в поселке Нижне-Гниловском. Активно развивается завод «Красный Аксай». В 1932 г. завершилось строительство Артем-ГРЭС в городе Шахты, обеспечивавшей электроэнергией и Ростов. По официальным данным, объём валовой продукции ростовской промышленности к концу первой пятилетки увеличился по сравнению с началом века в 5,3 раза. Реализация плана первой пятилетки совпала с полным отказом от НЭПа и наступлением на частный капитал. Частные предприятия и иностранные концессии были ликвидированы. Планом второй пятилетки намечалось дальнейшее развитее Ростова по пути индустриализации. Проектировалось строительство Ростовского автосборочного завода. (Его построили к 1939 году, но вскоре, выпустив около тысячи первых автомобилей, завод был переориентирован на производство военных самолетов). Предполагалось построить крупный судостроительный завод, новый мясокомбинат с валовым объёмом продукции 170 тысяч тонн и многие другие промышленные объекты. Хотя не все эти планы удалось реализовать, к 1937 г. число промышленных предприятий в Ростове-на-Дону увеличилось в 2,5 раза. Валовая продукция промышленности возросла за две первые пятилетки с 63,8 до 1167 млн. рублей. В годы первых пятилеток продолжала расти численность городского населения. По данным переписи, в 1939 г. в Ростове проживало уже 510 тысяч человек. За 20 лет население Ростова увеличилось более чем в два раза. Ростов занимал по этому показателю устойчивое десятое место среди городов СССР. В эти же годы город продолжает активно благоустраиваться. Большой размах получило жилищное строительство. Улучшилось транспортное сообщение. Были проложены новые трамвайные линии, в том числе и на далекие городские окраины, а в июне 1936 года открылось движение троллейбусов. Ростов стал третьим городом в стране (после Москвы и Киева), получившим этот новый вид городского транспорта. Для гостей города была построена одна из крупнейших в стране гостиница, получившая имя «Ростов». Менялась ситуация в сфере народного образования. К 1926 г. в Ростове действовали 48 начальных и средних школ, в которых обучалось около 25 тысяч учащихся. В 1933 г. в Ростове, как и в других крупных городах, был осуществлён переход к обязательному политехническому обучению в объёме семилетки. К 1937 г. число общеобразовательных школ (включая начальные) увеличилось до 98. Большую роль в подготовке специалистов самой высокой квалификации сыграл Ростовский государственный университет. В 1931 г. из его состава выделились факультеты, на базе которых были организованы педагогический, финансово-экономический и медицинский институты. Создавались и новые факультеты самого университета: химический, геолого-ботанический. Важным событием стало открытие крупного института инженеров железнодорожного транспорта, для размещения которого был построен в начале 30-х годов первый в Ростове вузовский городок с комплексом учебных зданий и общежитий. К концу 30-х гг. в Ростове действовало уже 8 вузов, 19 техникумов, 4 музыкальные и художественные школы. В городе также функционировали 34 научных учреждения. Становятся известными фамилии многих ростовских учёных. В области математики успешно работали профессора Д.Д.Мордухай-Болтовской и Н.М.Нестерович. Выдающийся учёный С.А.Захаров работал над проблемой повышения плодородия почв. Профессор А.Ф.Флёров известен как знаменитый специалист в области ботанической географии. Признанным руководителем научной школы хирургии глазных болезней являлся профессор К.Х.Орлов. В конце 30-х гг. в Ростове функционировала широкая сеть культурно-просветительных учреждений: 110 библиотек, 34 клуба, 9 музеев, 6 театров и 17 кинотеатров. В ноябре 1935 г. на бывшем пустыре, когда-то служившем границей между Ростовом и Нахичеванью, было завершено строительство великолепного здания Ростовского драматического театра имени М.Горького с залом на 2200 мест. Здесь играли замечательные актёры В.Марецкая, Р.Плятт, Н.Мордвинов, а руководил театром выдающийся режиссер Ю.Завадский. Ростовский театр на многие десятилетия стал архитектурной «изюминкой» города. Макет этого театра – одного из выдающихся архитектурных произведений в стиле конструктивизма – имеется даже в Лондонском музее архитектуры. Театр был построен в виде гигантского трактора – символа эпохи индустриализации. Успешно развивалось в 30-е годы и музыкальное творчество. Ростовские композиторы А.П.Артамонов, В.Г.Захаров, А.М.Листопадов, И.К.Шапошиков создали ряд симфонических и камерных произведений. В 1937 году Ростов-на-Дону становится центром вновь образованной Ростовской области. Областные учреждения постепенно переезжали в строившееся в течение десяти лет грандиозное здание Дома Советов. Ростов-на-Дону накануне Великой Отечественной войны являлся одним из крупнейших промышленных и культурных центров страны. Темпы промышленного производства эдесь были заметно выше, чем в целом по стране. В 1940 г. валовая продукция промышленности по сравнению с 1913 г. выросла в 18 раз. Ростов производил 25 процентов сельскохозяйственных машин, 33 процента цинковых белил и эмалированной посуды, изготовляемых в СССР. Развитие жилищного строительства привело к росту города, длина его улиц увеличились на 140 км. В целом территория Ростова к 1940 году увеличилась более чем в два раза. С началом Великой Отечественной войны тысячи ростовчан были призваны в ряды действующей армии. В военкоматы Ростов поступило также более 60 тысяч заявлений добровольцев. В числе записавшихся были учёные – более 60 научных работников только из университета, писатели, работники искусств.
В июне 1929 г. вошли в эксплуатацию первые 5 цехов «Ростсельмаша». А к середине 1930 г. строительство завода-гиганта было, в основном, завершено. Первым директором «Ростсельмаша» был назначен видный революционер, талантливый инженер и организатор производства Н.П. Глебов-Авилов. Рядом с заводом поднялся значительный по площади и населению жилой массив с многочисленными культурными и бытовыми учреждениями, в том числе и первый Дворец культуры завода, разрушенный во время Великой Отечественной войны. В течение первой пятилетки в социально-экономической жизни города происходят существенные изменения. Ведущую роль в промышленности начинают играть сельскохозяйственное машиностроение и металлообработка. Наряду с «Ростсельмашем», вступает в строй завод «Труболит» в поселке Нижне-Гниловском. Активно развивается завод «Красный Аксай». В 1932 г. завершилось строительство Артем-ГРЭС в городе Шахты, обеспечивавшей электроэнергией и Ростов. По официальным данным, объём валовой продукции ростовской промышленности к концу первой пятилетки увеличился по сравнению с началом века в 5,3 раза. Реализация плана первой пятилетки совпала с полным отказом от НЭПа и наступлением на частный капитал. Частные предприятия и иностранные концессии были ликвидированы. Планом второй пятилетки намечалось дальнейшее развитее Ростова по пути индустриализации. Проектировалось строительство Ростовского автосборочного завода. (Его построили к 1939 году, но вскоре, выпустив около тысячи первых автомобилей, завод был переориентирован на производство военных самолетов). Предполагалось построить крупный судостроительный завод, новый мясокомбинат с валовым объёмом продукции 170 тысяч тонн и многие другие промышленные объекты. Хотя не все эти планы удалось реализовать, к 1937 г. число промышленных предприятий в Ростове-на-Дону увеличилось в 2,5 раза. Валовая продукция промышленности возросла за две первые пятилетки с 63,8 до 1167 млн. рублей. В годы первых пятилеток продолжала расти численность городского населения. По данным переписи, в 1939 г. в Ростове проживало уже 510 тысяч человек. За 20 лет население Ростова увеличилось более чем в два раза. Ростов занимал по этому показателю устойчивое десятое место среди городов СССР. В эти же годы город продолжает активно благоустраиваться. Большой размах получило жилищное строительство. Улучшилось транспортное сообщение. Были проложены новые трамвайные линии, в том числе и на далекие городские окраины, а в июне 1936 года открылось движение троллейбусов. Ростов стал третьим городом в стране (после Москвы и Киева), получившим этот новый вид городского транспорта. Для гостей города была построена одна из крупнейших в стране гостиница, получившая имя «Ростов». Менялась ситуация в сфере народного образования. К 1926 г. в Ростове действовали 48 начальных и средних школ, в которых обучалось около 25 тысяч учащихся. В 1933 г. в Ростове, как и в других крупных городах, был осуществлён переход к обязательному политехническому обучению в объёме семилетки. К 1937 г. число общеобразовательных школ (включая начальные) увеличилось до 98. Большую роль в подготовке специалистов самой высокой квалификации сыграл Ростовский государственный университет. В 1931 г. из его состава выделились факультеты, на базе которых были организованы педагогический, финансово-экономический и медицинский институты. Создавались и новые факультеты самого университета: химический, геолого-ботанический. Важным событием стало открытие крупного института инженеров железнодорожного транспорта, для размещения которого был построен в начале 30-х годов первый в Ростове вузовский городок с комплексом учебных зданий и общежитий. К концу 30-х гг. в Ростове действовало уже 8 вузов, 19 техникумов, 4 музыкальные и художественные школы. В городе также функционировали 34 научных учреждения. Становятся известными фамилии многих ростовских учёных. В области математики успешно работали профессора Д.Д.Мордухай-Болтовской и Н.М.Нестерович. Выдающийся учёный С.А.Захаров работал над проблемой повышения плодородия почв. Профессор А.Ф.Флёров известен как знаменитый специалист в области ботанической географии. Признанным руководителем научной школы хирургии глазных болезней являлся профессор К.Х.Орлов. В конце 30-х гг. в Ростове функционировала широкая сеть культурно-просветительных учреждений: 110 библиотек, 34 клуба, 9 музеев, 6 театров и 17 кинотеатров. В ноябре 1935 г. на бывшем пустыре, когда-то служившем границей между Ростовом и Нахичеванью, было завершено строительство великолепного здания Ростовского драматического театра имени М.Горького с залом на 2200 мест. Здесь играли замечательные актёры В.Марецкая, Р.Плятт, Н.Мордвинов, а руководил театром выдающийся режиссер Ю.Завадский. Ростовский театр на многие десятилетия стал архитектурной «изюминкой» города. Макет этого театра – одного из выдающихся архитектурных произведений в стиле конструктивизма – имеется даже в Лондонском музее архитектуры. Театр был построен в виде гигантского трактора – символа эпохи индустриализации. Успешно развивалось в 30-е годы и музыкальное творчество. Ростовские композиторы А.П.Артамонов, В.Г.Захаров, А.М.Листопадов, И.К.Шапошиков создали ряд симфонических и камерных произведений. В 1937 году Ростов-на-Дону становится центром вновь образованной Ростовской области. Областные учреждения постепенно переезжали в строившееся в течение десяти лет грандиозное здание Дома Советов. Ростов-на-Дону накануне Великой Отечественной войны являлся одним из крупнейших промышленных и культурных центров страны. Темпы промышленного производства эдесь были заметно выше, чем в целом по стране. В 1940 г. валовая продукция промышленности по сравнению с 1913 г. выросла в 18 раз. Ростов производил 25 процентов сельскохозяйственных машин, 33 процента цинковых белил и эмалированной посуды, изготовляемых в СССР. Развитие жилищного строительства привело к росту города, длина его улиц увеличились на 140 км. В целом территория Ростова к 1940 году увеличилась более чем в два раза. С началом Великой Отечественной войны тысячи ростовчан были призваны в ряды действующей армии. В военкоматы Ростов поступило также более 60 тысяч заявлений добровольцев. В числе записавшихся были учёные – более 60 научных работников только из университета, писатели, работники искусств.
Выдающимся событием в жизни города и всей области стало присуждение в 1965 г. Нобелевской премии по литературе нашему земляку М.А.Шолохову, многие страницы жизни которого связаны с Ростовом. Важной вехой в развитии промышленности и экономики Ростова в 1970-е гг. становится реконструкция Ростсельмаша. В разработке и изготовлении технологической оснастки для него, в строительстве его многочисленных объектов участвовало около 80 процентов предприятий города. Результатом стало строительство, по сути, нового завода и переход к серийному выпуску комбайнов нового семейства «Нива». В дальнейшем на смену «Нивам» пришли еще более производительные комбайны семейства «Дон». Вообще, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы стали периодом интенсивного роста нашего города. Наряду с «Ростсельмашем», активно развивались и другие предприятия. Особенно заметно росли заводы военно-промышленного комплекса, среди которых следует отметить вертолетный (бывший авиационный) завод и группу приборостроительных предприятий. Вслед за первым опытом массового жилищного строительства – проспектом В.И.Ленина – были построены гораздо более крупные жилые массивы – Западный, а затем и Северный. Фактически площадь жилого фонда города за три десятилетия более чем удвоилась. Медленно решались, однако, проблемы реконструкции центра города, что привело к определенной диспропорции между удобствами жилья в центре и в отдаленных микрорайонах. В то же время архитектурная выразительность новых жилых домов оказалась невысокой, новые дома были подчас лишены даже элементарных деталей, делающих их непохожими на другие. Однако и в этот период Ростов обогатился целым рядом заметных зданий и сооружений. В их числе – гостиницы «Интурист» и «Турист», Дворцы культуры «Красного Аксая» и вертолетного производственного объединения, новый корпус Центрального универмага, два крупных Дома быта, университетский городок в Западном жилом массиве. Новые корпуса появились тогда и в большинстве других вузов города. Эффектно выглядели многие здания проектных институтов, которые, как правило, воздвигались в градостроительно значимых точках города. Обновились все «ворота города» - были построены новые вокзалы: железнодорожный, речной, автомобильный, аэровокзал. Активно развивался городской транспорт, особенно троллейбус. Было построено несколько крупных мостов и путепроводов, получила значительное развитие дорожная сеть. В городе появилось много новых скульптурных памятников и мемориальных ансамблей, в том числе мемориалы освободителям города и жертвам фашистской оккупации. Одним из лучших в стране стал ростовский памятник А.С.Пушкину. В 1987 году Ростов-на-Дону вступил в своеобразный «клуб» городов-миллионеров. Тогда он был 23-м в СССР городом по численности населения. После распада СССР Ростов-на-Дону занимает в Российской Федерации по этому показателю достаточно почетное десятое место. Из более чем тысячи российских городов есть только девять, которые больше Ростова… И, конечно, отнюдь не случайно, что в 2000 году именно Ростов стал центром Южного федерального округа, вновь подтвердив и ранее существовавший неформальный статус крупного регионального центра. Ныне население Ростова, по данным переписи 2002 года, достигает 1070 тысяч человек. Не прекращалось развитие города и в трудные 1990-е годы. Несмотря на социально-экономический кризис, в Ростове именно в этот период были построены важные культурные объекты – Донская государственная публичная библиотека и Государственный музыкальный театр. Эти два здания как бы задали тон новому этапу развития города. Особенно эффектным стало здание Музыкального театра, выполненное в виде огромного рояля с открытой крышкой. Как и сто лет назад, рубеж веков стал весьма значимым периодом в архитектурной летописи Ростова. Один за другим растут новые офисные здания, гостиницы, учреждения культуры и досуга, спортивные сооружения. В городе открылись новые вузы, значительно увеличилось число студентов. Для жилищного строительства характерно большее, чем раньше, разнообразие архитектурного облика зданий. 250-летие Ростова, отмеченное в 1999 году, способствовало резкому увеличению объема реставрационных работ. Многие архитектурные памятники реставрированы. В их числе – Городская Дума, Кафедральный собор, Дворец творчества детей и молодежи, Театр юного зрителя, ряд кинотеатров и клубов, а также старинных жилых зданий. Впервые за последние десятилетия в городе не только реставрируются старые, сохранившиеся храмы, но и строятся новые. Активнее стали решаться жилищно-коммунальные проблемы. Реконструируются транспортные и водопроводные сети. Асфальт на многих центральных улицах постепенно заменяется эффектной плиткой. Реконструируются, приводятся в порядок любимый ростовчанами Пушкинский бульвар и Набережная Дона. Вновь подверглись обновлению ростовские вокзалы. Особенно впечатляет новый вид Главного железнодорожного вокзала. Преобразилась и Привокзальная площадь, вблизи которой построены оригинальные здания, придавшие этому району новый, достойный миллионного города, облик. Наконец-то начала решаться и многолетняя городская проблема, связанная с благоустройством набережных Темерника. Постепенно улучшается экономическая ситуация на предприятиях города. После непростого кризисного периода растет выпуск конкурентоспособной продукции на «Ростсельмаше», «Роствертоле», подшипниковом заводе, «Эмпилсе» и многих других предприятиях Ростова. Весьма активно развивается Ростовский порт, который теперь имеет многочисленные причалы не только на правом, но и на левом берегу Дона, ниже железнодорожного моста. Ростовчане любят свой город, стремятся сделать его еще более красивым и более удобным для жизни. Конечно, не все сразу можно осуществить , приходится откладывать решение части проблем на будущее. Но главное в том, что в Ростове живут сотни тысяч по-настоящему преданных этому городу людей, которые своим трудом зарабатывают южной столице России авторитет и уважение во всей стране. Мы рассказываем о многих из этих людей. Для них слово «Ростов» - отнюдь не пустой звук. Да и как может быть иначе, если это – город, в котором мы живем, город нашей судьбы.