переулок Братский

Переулок Братский

РОСТОВ, как известно, начинался от берега Дона. Можно сказать, что город рос вверх от воды, от набережной. И, естественно, первыми на этом пути были «спуски». Они были устроены, как об этом говорится в литературе, в 1849—1850 годах. Их было немало. Были Банный (спуск к Дону на нынешнем Ворошиловском проспекте), Свиной (на Газетном переулке), Пилипенский (на проспекте Семашко), Соляной, Кривой (на переулке Островского), Смирновский и другие. Большинство из них назывались так короткое время, потому что названия их были главным образом связаны с именами купцов, возводивших здесь свои торговые заведения. Но купцы менялись, спуски получали новые названия.

Яркую характеристику этим спускам дал А. И. Свирский. Он писал: «По своей неправильности и крутизне спуски или улицы, ведущие к берегу Дона, скорее напоминают глубокие ущелья Кавказских гор...».

Со Смирновского спуска и начинался Братский переулок. Это название пришло, конечно, не сразу. Так как по переулку располагалась когда-то местная тюрьма, он и назывался Острожным, Староострожным. Потом магистрат решил назвать переулок более пристойно. Его переименовали в Братский — по старому кладбищу при Всесвятской церкви (на этом месте теперь Дворец спорта).

Переулок был плохо благоустроенным, хотя широко использовался для гужевого движения. По нему шли товары в порт и из порта. В 1903 году, например, долго вспоминался случай, когда в дорожной грязи здесь застряли похоронные дроги. Родственники умершего вынуждены были снять гроб, вытаскивать на сухое пустую теле¬гу. Рассказывали, что в переулке примерно в то же время застряла в грязи и свадьба.

— Жених — невесту на руки, приданое повытаскивали...

Тогда же дело едва не окончилось трагедией: в грязь улицы попала пятилетняя девочка. Она чуть не утонула — вытащил ее отец.

Местная газета в 1911 году писала, обращаясь к мостовой комиссии городской думы; «Мостовая Братского переулка совершенно испортилась, и груженые подводы с трудом движутся».

На Братском переулке начиналась в свое время конная дорога. Позже и электрический трамвай. В частности, в газете «Приазовский край» 7 февраля 1914 года печаталось сообщение: «Трамвайное движение. В настоящее время на трамвайных линиях циркулирует - по Большой Садовой... 4 новых вагона (Братский пер.— памятник Екатерине) и 4 старых вагона (Братский пер.— граница)...» .

Одноколейный маршрут № 4 был затем проложен и на пути «Бойни — Смирновский спуск». А ростовчане, конечно, помнят, более позднюю надпись на вагонах этого маршрута: «Мясокомбинат — хлебозавод».

С. Швецов